Рамки синтон-подхода

01 октября 2022 г. в 21:45

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

В консультировании, так же как тренинговой и литературной работе синтон-подход определяется следующими рамками:

Позитив

Мы не грузим без нужды страхами, люди с позитивным мировосприятием более успешны.

Мы не вешаем на людей негативные ярлыки без доказательной базы: возможно, перед нами не трудоголик, а человек, любящий свое дело. Не поддерживаем традицию в людях видеть преимущественно невротиков и акцентуантов.

Проблемам мы предпочитаем возможности. Разговор даже о серьезных проблемах может быть уместен, если такой разговор мотивирует человека к энергичным разумным делам, однако возможность успехов мотивирует также, и мотивирует с лучшими перспективами.

Не надо говорить о проблемах, если не знаем, зачем. Мы говорим о проблемах, только если имеем решение или идем по пути к нему. Заметим, что в этом случае уместнее говорить о задачах.

В синтон-подходе не приветствуется негативизм. В людях есть много чего, и неверно выискивать в них прежде всего слабости, низости и проблемы, подталкивая к необходимости психотерапии. Видеть в людях нужно все, но достойнее показывать людям их сильные стороны и возможности, ориентируя на личностный рост и развитие.

Если мы много говорили о проблемах, грязи, трудностях и страхах, а в итоге коротко сказали, что все поправится, реальное внушение было — негатив. Иногда это неизбежно, но если это необходимым не было, мы были не правы. Итоговое впечатление от наших текстов и от нашей работы с людьми — чистота, свет и радость!

Конструктив

Эффективно решать задачи можно тогда, когда понятны причины проблем, но копание в причинах проблем там, где можно просто решить задачу — в корне неверно и этически недопустимо. Людям нужны не объяснения происшедшего, а алгоритмы решения на будущее.

Люди любят копаться в причинах, чтобы отсрочить момент дела, но мы поддерживаем только деятельные и конструктивные начинания. Если человек хочет «разобраться» и «понять», не имея задачи действовать, только для самоуспокоения души — это пустое. Мы не занимаемся объяснениями причин проблем там, где вместо объяснений можно проблему решить и ситуацию поправить. Если от анализа причин изменится решение о действии, анализ нужен. Если к результату можно придти без копания в причинах, копание не нужно.

Мотивируя действовать — объясняем. Если человек «не понимает» объяснения, потому что ищет возможность не действовать — более не объясняем. В этой ситуации мы предлагаем выбор: или человек действует, доверяя профессионализму психолога-консультанта, или мы с ним не работаем. Мы консультанты, а не няньки.

Ответственность

Меняет свою жизнь только тот, кто берет за нее ответственность. В синтон-подходе мы не сбрасываем ответственность человека на его Психику и Бессознательное, не надеемся на чудеса, Вселенную, Карму, Высшие Силы и другие Сущности. Синтон-подход считает правильным поддерживать в первую очередь тех, кто живет как ответственный человек, в позиции Автора, и опасным поддерживать тех, кто живет безответственно, в позиции Жертвы.

Безответственно призывать человека делать то, к чему у него инструментов нет: мы даем людям задания, поведенчески для них выполнимые.

Те, кто работает в синтон-подходе, придерживается этих рамок. Эти рамки одновременно и ограничения, и свобода. Это наши самоограничения во имя людей, с которыми мы работаем, самоограничения во имя их развития. И это наша свобода: свобода от стереотипов обстоятельных текстов и привычной зауми (заумного языка).

Важно при этом обозначить области, где плохо работает синтон-подход и более уместна психотерапия. Психотерапия нужна клиентам, умственное, душевное и телесное состояние которых делает малореальной нормальную психологическую консультацию. Это могут быть клиенты в состоянии аффекта или легко в него впадающие, клиенты с серьезной зависимостью или депрессией, клиенты с жесткими проблемными убеждениями, тем более с установкой «Я прав — все остальные неправы и виноваты». Нередко это те, кто не хочет выходить из позиции Жертвы, клиенты с неосознаваемыми, но серьезными выгодами в своем неврозе. Сильные телесные зажимы или низкий интеллект — сюда же. А также — разнообразные дурные привычки или тяжелые невротические реакции, делающие человека малосоциальным и исключающие нормальную работу в психологической группе.

За рамками синтон-подхода

1. О чувствах

  1. Настоящий двигатель жизни человека — его чувства и желания.
  2. Эмоциональная реакция — естественная и врожденная реакция, выражающая наше личное отношение к происходящему. См.→
  3. Плохих эмоций не бывает. См.→
  4. Чувства не врут. См.→
  5. Подавлять эмоции вредно для здоровья. См.→
  6. Если возникшие негативные эмоции не выражать, они накапливаются и травмируют психику. См.→
  7. Запрещать страхи — это загонять их внутрь себя. См.→
  8. Эмоции живут контрастом: если убрать негативные эмоции, человек перестанет чувствовать и радость тоже. См.→

2. О чувстве любви

  1. Создавать семью нужно в первую очередь по любви. См.→
  2. Если есть сильная любовь, то и отношения обязательно сложатся! См.→
  3. Любовь можно обещать, но о любви нельзя договариваться. См.→
  4. Любовь не может длиться вечно. См.→
  5. Чувствам не прикажешь.

3. Чувства и разум

  1. Прислушиваться к своим чувствам важнее, чем слушать свою голову. См.→
  2. Самое верное решение — интуитивное. См.→
  3. Когда сомневаешься, прислушайся к своему сердцу! См.→
  4. Всё время думать — вредно. См.→
  5. Тот, кто слишком много думает, не бывает счастливым. См.→

4. О психологии человека

  1. Ребенок уже с рождения — личность. См.→
  2. Интровертами рождаются. См.→
  3. Попытка изменить свой характер и психотип только умножает количество внутренних проблем. См.→ См.→
  4. К психологам идут только те, у кого есть проблемы. См.→

5. О любви к детям

  1. Любовь к ребенку должна быть безусловной. См.→
  2. Подавлять эмоции — вредно, поэтому разрешайте детям любые негативные эмоции. См.→
  3. Физические наказания детей недопустимы, поскольку ломают их психику. См.→
  4. Пережитое в детстве сексуальное насилие является тяжелой психотравмой на всю будущую жизнь. См.→
  5. Каждый ребенок нуждается по крайней мере в детстве в безусловной любви. См.→
  6. Дети, недолюбленные в детстве, во взрослой жизни не могут строить отношения. См.→
  7. Детей нельзя лишать детства. Ребенок, которого родители лишили детства, лишили его свободы, радости и будущего счастья. См.→

6. Как воспитывать можно, а как нельзя

  1. Жесткая дисциплина убивает творческое начало детей.
  2. Послушный ребенок — повод для тревоги. См.→
  3. Полностью послушные дети никогда не станут лидерами. См.→
  4. Давление — путь к конфликтам и потере контакта. Если ребенок теряет с вами контакт, нужно снизить на него давление. См.→

7. Нужно ли воспитывать детей?

  1. Дети должны самостоятельно принимать решения по поводу своей жизни. См.→
  2. Установка «соответствовать родительским образцам» — ошибочный путь воспитания ребенка. См.→
  3. «Хорошие дети» — проблемные дети. Дети должны быть естественными, а не такими, какими их хотели бы видеть взрослые! См.→
  4. С ребенком нужно дружить, а не воспитывать. См.→
  5. Лучший способ воспитания — это воспитывать себя и воспитывать ребенка только своим примером. См.→
  6. Навязывание чего-либо детям приводит к обратному результату, к внутреннему отторжению этого. См.→

8. О счастье

  1. Все люди стремятся к счастью. См.→
  2. Счастливы мы или нет, определяется в первую очередь теми событиями, которые с нами происходят. См.→
  3. Люди счастливы тогда, когда получают то, что хотят. См.→
  4. Что бы люди ни делали, в конечном итоге каждый заботится лично о себе. См.→

9. Об успешности

  1. Только освободившись от влияния социума, можно найти свой путь в жизни. См.→
  2. Необходимо разобраться, какие цели твои, а какие тебе навязал социум. Твой путь можешь найти только ты сам! См.→
  3. Те, кто идут по пути социальной успешности, вынуждены отказываются от своего Я и лишают себя счастья. См.→
  4. Тот, кто нашел в жизни свое призвание, всегда имеет энергию делать свое дело! См.→
  • Автор Н.И. Козлов
  • Синтон-подход
  • Методика психологической консультации

Комментарии (5):

Гость, 13 февраля 2014 г. в 10:30
Сейчас я поняла, что живу в позиции жертвы: демонстрирую свою беспомощность и жду помощи от тех, кто живёт в позиции Автора. Да, я безответственный человек. Встаёт вопрос, что делать.
Николай, 07 декабря 2015 г. в 15:14
Развивать и приумножать свои ресурсы, чтобы стать Автором. Неумелому человеку трудно что-то делать самому. Мы же не требуем этого от младенцев. Мы им помогаем. Насколько много желающих помогать психологическим младенцам? Вам много помогают? То, что вы хотите сесть кому-то а шею - это понятно. Много ли шей удалось оседлать? Наверное, не удалось. Поэтому - развивайте свои способности и тогда у вас появится шанс, стать Автором.
Гость, 25 апреля 2016 г. в 23:29
Николай Иванович, хочу обратиться к вам за советом. Мне 19 лет. Уже месяц как читаю статьи на Психологосе, недавно наткнулась на понятие "кризис идентичности", "диффузная личность". Заметила у себя все описанные в статье признаки. Также в связи с внутренним напряжением появились проблемы со здоровьем:подозрение на язву. Впадаю в Жертву временами, оправдываясь неврозом. Но хочется чего-то позитивного, позитивной работы над собой. В такой моей ситуации Синтон будет правильным выбором или лучше пойти к психотерапевту?
1 ответ
Н.И. Козлов, 26 апреля 2016 г. в 07:32
Вначале приходите в Синтон и пройдите Базовый: высокая вероятность, что все будет быстро выправляться. А к психотерапевту всегда успеете.
1 ответ
Гость, 27 апреля 2016 г. в 20:59
Спасибо!

Материалы по теме:

01 янв. 2006 г.
Навыки психолога-консультанта, синтон-подход
Синтон-подход — это подход личностно-деятельный, где человек рассматривается как автор своей жизни, лично отвечающий и за свою внутреннюю жизнь, чувства и состояния, и за свое внешнее поведение, за свою жизнь в целом. Основные черты синтон-подхода в консультировании, это...
01 янв. 2004 г.
Поиск внутренних препятствий или обучение успешному поведению?
Человек должен уметь самостоятельно справляться со своими проблемами.
12 мая 2017 г.
Психологические тренинги, синтон-подход
Синтон работает на поддержке и позитиве, постепенно повышая уровень требовательности к участникам тренинга. Жесткие тренинги редки, проводятся только с подготовленными и предупрежденными об этом участниками. (Радикальное отличие от Лайфспринга).
01 янв. 2010 г.
Синтон-подход
Синтон-подход — это самостоятельное, самобытное психологическое направление.
01 окт. 2022 г.
Синтон-подход как направление в психологии
В синтон-подходе человек не сводится к своему организму, он может жить как личность, приспосабливая среду к себе, руководствуясь своими целями и ценностями.