Рамки синтон-подхода
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
В консультировании, так же как тренинговой и литературной работе синтон-подход определяется следующими рамками:
Позитив
Мы не грузим без нужды страхами, люди с позитивным мировосприятием более успешны.
Мы не вешаем на людей негативные ярлыки без доказательной базы: возможно, перед нами не трудоголик, а человек, любящий свое дело. Не поддерживаем традицию в людях видеть преимущественно невротиков и акцентуантов.
Проблемам мы предпочитаем возможности. Разговор даже о серьезных проблемах может быть уместен, если такой разговор мотивирует человека к энергичным разумным делам, однако возможность успехов мотивирует также, и мотивирует с лучшими перспективами.
Не надо говорить о проблемах, если не знаем, зачем. Мы говорим о проблемах, только если имеем решение или идем по пути к нему. Заметим, что в этом случае уместнее говорить о задачах.
В синтон-подходе не приветствуется негативизм. В людях есть много чего, и неверно выискивать в них прежде всего слабости, низости и проблемы, подталкивая к необходимости психотерапии. Видеть в людях нужно все, но достойнее показывать людям их сильные стороны и возможности, ориентируя на личностный рост и развитие.
Если мы много говорили о проблемах, грязи, трудностях и страхах, а в итоге коротко сказали, что все поправится, реальное внушение было — негатив. Иногда это неизбежно, но если это необходимым не было, мы были не правы. Итоговое впечатление от наших текстов и от нашей работы с людьми — чистота, свет и радость!
Конструктив
Эффективно решать задачи можно тогда, когда понятны причины проблем, но копание в причинах проблем там, где можно просто решить задачу — в корне неверно и этически недопустимо. Людям нужны не объяснения происшедшего, а алгоритмы решения на будущее.
Люди любят копаться в причинах, чтобы отсрочить момент дела, но мы поддерживаем только деятельные и конструктивные начинания. Если человек хочет «разобраться» и «понять», не имея задачи действовать, только для самоуспокоения души — это пустое. Мы не занимаемся объяснениями причин проблем там, где вместо объяснений можно проблему решить и ситуацию поправить. Если от анализа причин изменится решение о действии, анализ нужен. Если к результату можно придти без копания в причинах, копание не нужно.
Мотивируя действовать — объясняем. Если человек «не понимает» объяснения, потому что ищет возможность не действовать — более не объясняем. В этой ситуации мы предлагаем выбор: или человек действует, доверяя профессионализму психолога-консультанта, или мы с ним не работаем. Мы консультанты, а не няньки.
Ответственность
Меняет свою жизнь только тот, кто берет за нее ответственность. В синтон-подходе мы не сбрасываем ответственность человека на его Психику и Бессознательное, не надеемся на чудеса, Вселенную, Карму, Высшие Силы и другие Сущности. Синтон-подход считает правильным поддерживать в первую очередь тех, кто живет как ответственный человек, в позиции Автора, и опасным поддерживать тех, кто живет безответственно, в позиции Жертвы.
Безответственно призывать человека делать то, к чему у него инструментов нет: мы даем людям задания, поведенчески для них выполнимые.
Те, кто работает в синтон-подходе, придерживается этих рамок. Эти рамки одновременно и ограничения, и свобода. Это наши самоограничения во имя людей, с которыми мы работаем, самоограничения во имя их развития. И это наша свобода: свобода от стереотипов обстоятельных текстов и привычной зауми (заумного языка).
Важно при этом обозначить области, где плохо работает синтон-подход и более уместна психотерапия. Психотерапия нужна клиентам, умственное, душевное и телесное состояние которых делает малореальной нормальную психологическую консультацию. Это могут быть клиенты в состоянии аффекта или легко в него впадающие, клиенты с серьезной зависимостью или депрессией, клиенты с жесткими проблемными убеждениями, тем более с установкой «Я прав — все остальные неправы и виноваты». Нередко это те, кто не хочет выходить из позиции Жертвы, клиенты с неосознаваемыми, но серьезными выгодами в своем неврозе. Сильные телесные зажимы или низкий интеллект — сюда же. А также — разнообразные дурные привычки или тяжелые невротические реакции, делающие человека малосоциальным и исключающие нормальную работу в психологической группе.
За рамками синтон-подхода
1. О чувствах
- Настоящий двигатель жизни человека — его чувства и желания.
- Эмоциональная реакция — естественная и врожденная реакция, выражающая наше личное отношение к происходящему. См.→
- Плохих эмоций не бывает. См.→
- Чувства не врут. См.→
- Подавлять эмоции вредно для здоровья. См.→
- Если возникшие негативные эмоции не выражать, они накапливаются и травмируют психику. См.→
- Запрещать страхи — это загонять их внутрь себя. См.→
- Эмоции живут контрастом: если убрать негативные эмоции, человек перестанет чувствовать и радость тоже. См.→
2. О чувстве любви
- Создавать семью нужно в первую очередь по любви. См.→
- Если есть сильная любовь, то и отношения обязательно сложатся! См.→
- Любовь можно обещать, но о любви нельзя договариваться. См.→
- Любовь не может длиться вечно. См.→
- Чувствам не прикажешь.
3. Чувства и разум
- Прислушиваться к своим чувствам важнее, чем слушать свою голову. См.→
- Самое верное решение — интуитивное. См.→
- Когда сомневаешься, прислушайся к своему сердцу! См.→
- Всё время думать — вредно. См.→
- Тот, кто слишком много думает, не бывает счастливым. См.→
4. О психологии человека
- Ребенок уже с рождения — личность. См.→
- Интровертами рождаются. См.→
- Попытка изменить свой характер и психотип только умножает количество внутренних проблем. См.→ См.→
- К психологам идут только те, у кого есть проблемы. См.→
5. О любви к детям
- Любовь к ребенку должна быть безусловной. См.→
- Подавлять эмоции — вредно, поэтому разрешайте детям любые негативные эмоции. См.→
- Физические наказания детей недопустимы, поскольку ломают их психику. См.→
- Пережитое в детстве сексуальное насилие является тяжелой психотравмой на всю будущую жизнь. См.→
- Каждый ребенок нуждается по крайней мере в детстве в безусловной любви. См.→
- Дети, недолюбленные в детстве, во взрослой жизни не могут строить отношения. См.→
- Детей нельзя лишать детства. Ребенок, которого родители лишили детства, лишили его свободы, радости и будущего счастья. См.→
6. Как воспитывать можно, а как нельзя
- Жесткая дисциплина убивает творческое начало детей.
- Послушный ребенок — повод для тревоги. См.→
- Полностью послушные дети никогда не станут лидерами. См.→
- Давление — путь к конфликтам и потере контакта. Если ребенок теряет с вами контакт, нужно снизить на него давление. См.→
7. Нужно ли воспитывать детей?
- Дети должны самостоятельно принимать решения по поводу своей жизни. См.→
- Установка «соответствовать родительским образцам» — ошибочный путь воспитания ребенка. См.→
- «Хорошие дети» — проблемные дети. Дети должны быть естественными, а не такими, какими их хотели бы видеть взрослые! См.→
- С ребенком нужно дружить, а не воспитывать. См.→
- Лучший способ воспитания — это воспитывать себя и воспитывать ребенка только своим примером. См.→
- Навязывание чего-либо детям приводит к обратному результату, к внутреннему отторжению этого. См.→
8. О счастье
- Все люди стремятся к счастью. См.→
- Счастливы мы или нет, определяется в первую очередь теми событиями, которые с нами происходят. См.→
- Люди счастливы тогда, когда получают то, что хотят. См.→
- Что бы люди ни делали, в конечном итоге каждый заботится лично о себе. См.→
9. Об успешности
- Только освободившись от влияния социума, можно найти свой путь в жизни. См.→
- Необходимо разобраться, какие цели твои, а какие тебе навязал социум. Твой путь можешь найти только ты сам! См.→
- Те, кто идут по пути социальной успешности, вынуждены отказываются от своего Я и лишают себя счастья. См.→
- Тот, кто нашел в жизни свое призвание, всегда имеет энергию делать свое дело! См.→