Жизнь, в которой думать необязательно
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
В принципе я ненавижу и презираю животное, именуемое человеком, хотя сердечно люблю конкретно Джека, Питера, Тома и так далее... Я убедился, что определение «человек — разумное животное» фальшиво и несколько преждевременно. Правильно формулировать: «человек — животное, восприимчивое к разуму...»
Моя соседка тетя Юля, милейший и любимый мною человек, умеет говорить и делать огромную кучу нужных дел, совершенно при этом не включая мозги. Зачем думать, когда можно просто реагировать?
Думать — то есть знать, что ты хочешь, и делать (говорить) то, что даст нужный результат.
Она приходит в гости — у нее включается речь (некий текст с абсолютно безразличным про что содержанием), руки автоматически готовы включиться например в «помыть посуду», а тело само двигается за другими движущимися телами.
Механичность и неизбежность ее телесности просто впечатляет.
Мышление как способность думать, тем не менее, у нее присутствует, и если ее посадить на табурет, сесть прямо перед ней, взять ее руки в свои и найти фразы, выполняющие роль ключевых, она — может проснуться. Она действительно пробуждается. В глазах появляется осмысленное выражение, тогда она может даже помолчать, а потом сказать нечто неслучайное.
Вы помните, что писал Свифт о клайменоле-хлопальщиках, будящих лапутян? Это свершается.
Некоторое время она думать будет. Позже, однако, она неизбежно устает, снижается, ставится на автопилот и — выключается. Хотя продолжает активно жить и все делать.
Бывают, однако, более тяжелые случаи. Таня, директор крупного детско-юношеского досугово-творческого центра, — симпатичнейший человек, подвижник по работе и при этом просто дура. Она не мыслила никогда, она этого делать категорически не умеет, и ей этого не объяснить, потому что ей нечем понять, что это такое. С ней этого никогда не происходило.
Ей сказали, как проводить зарядку, — она будет проводить ее согласно инструкции, не глядя на настроение занимающихся. Если ей сказать, что она проводит зарядку неправильно, она вначале растеряется, а потом засветится и попросит правильную инструкцию, чтобы ее выучить. Она всегда только воспроизводит то, что ей рассказывали или что она прочитала.
Ее пятилетняя дочь убеждена, что детей находят в капусте. «Мне мама сказала! Я теперь это знаю!»
И глаза — твердые.
Способ познавания мира самой мамой Таней отличается немногим: «Вы знаете, я раньше не знала, что такое Бог, а потом я в очень умной книге прочитала: «Бог — это солнечные лучи». И теперь я это знаю!»
В отличие от тети Юли, маму Таню мне не удалось включить и вывести на думание — ни разу. Повторю, у меня создалось впечатление полного отсутствия у нее этой функции.
Едва ли грамотный психолог увидит в этих простых заметках какую-либо для себя новость: то, что констатирую я, писали и десятки других моих практикующих коллег. Например, на языке транзактного анализа Эрика Берна «думать» — это встать в позицию Взрослого, поднявшегося над живой (в данном случае — бездумной) эмоциональной непосредственностью Ребенка и бездумно усвоенными (и также воспроизводимыми) наставлениями Родителя.
Читали, помните.
Но тогда естественный вопрос: как часто человек встает в позицию Взрослого, как часто человек начинает — думать? Если учесть, что научить человека включать своего Взрослого и есть цель долгой и трудной работы психотерапевта, то ответ ясен: нормальный человек думает редко. Основное время своей жизни он просто живет, выплескивая своего Ребенка и бубня своего Родителя.
Верно?
Вопрос
Вопрос: а что люди скажут о вас? Вы — думаете? Часто ли думаете вы — учитывая, что в сегодняшней жизни это делать вовсе не обязательно? А если вы думаете, то зачем? Повторю — бездумно жить можно. Бездумно жить — возможно, даже проще... Зачем же вы это делаете? Только для того, чтобы быть — все-таки Человеком?