Включать голову — еще не значит думать
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Рекомендация «включи голову» — это напоминание-рекомендация начать пользоваться умом. Насколько это актуально? А насколько это реалистично?
«Включи голову! Подумай!» — Детям это приходится напоминать постоянно. Дети удивляются, не всегда сразу понимают, чего от них хотят, но многие из них начинают это делать. Мальчики в школе думают чаще, девочкам проще материал заучить — и сдать. Хорошие родители думать приучают, хорошие учителя думать заставляют, учить детей думать — задача актуальная.
Впрочем, и взрослые люди не всегда живут головой, по крайней мере многие женщины вне пределов работы, большую часть своей личной жизни живут, в малой степени думая и в большей степени руководствуясь своими чувствами.
Однако даже тот, кто живет головой, далеко не всегда при этом думает... Бернард Шоу писал: «Не многие думают чаще, чем два или три раза в год. Я добился мировой известности благодаря тому, что думаю раз или два в неделю...» Возможно, это преувеличение, но прежде чем посмеяться над этим и отложить в сторону, над этим стоит подумать... Похоже, что люди думают действительно не только не всегда, но скорее даже — не часто. Специальные исследования, посвященные вопросу «как часто люди думают», нам неизвестны. Согласно экспертным оценкам в процессе естественного наблюдения, большинство людей действует чаще на основе автоматизмов и думает едва ли более 5% времени.
Включать голову — еще не значит думать. Думать — это не просто пользоваться умом. Люди с включенным умом часто довольствуются прошлыми решениями, привычными конструкциями ума, специально не обдумывая настоящую ситуацию. Уметь думать, уметь обдумывать — это уметь включать голову в активный (внимательный) режим, начинать действовать осознанно, двигаться во внутреннем плане к цели, учитывать последствия и делать выводы. Думать — это значит осознанно, то есть включив ум и внимание, активно и самостоятельно решать жизненные или ситуативные задачи.
Итак, цепочка повышения разумности: