Осознанность
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovn
Человек в темноте мало что может разглядеть, он путается, ошибается и не понимает. Когда человек не умеет или не привык жить осознанно, он живет как будто в темноте, путается в своих планах и намерениях, импульсивно начинает отношения и так же неожиданно для себя самого их бросает, отвлекается в делах, действует безотчетно, не замечает что и как он делает и говорит, не чувствует своего собственного состояния.
Осознанность как способ жизни — способность, умение и привычка сопровождать сознанием свои актуальные состояния, свои действия, свою деятельность, течение своей жизни. Осознанность — результат включения сознания на происходящее. Осознанное — освещенное светом сознания, то, на что обратили достаточное внимание: внимание, достаточное для нужных различений и, возможно, решений и выводов. Осознанное — то, что мы видим и позже можем вспомнить, описать как увиденное.
Осознанное — альтернатива тому, в чем мы не отдаем себе отчета: неосознанному.
Неосознанное — происходящее без участия сознания. Неосознанные психические процессы — то, что в человеке или с человеком происходит само собой, естественно, без сознательного контроля и не требующее дополнительных сознательных усилий.
Когда человек «не видит, не понимает, не соображает, отвлекся, увлекся, действует безотчетно» — это все описание неосознанного поведения. Возразил — но не заметил этого. Повысил голос — и удивился, когда ему на это указали. Занялся одним, через какое-то время понял, что занимается уже совсем другим… Большинство людей большую часть времени своей жизни проводят в неосознанном состоянии. Живут, не приходя в сознание.
Из дневника Л.Н.Толстого, запись 1 марта 1897 года:
«Я обтирал пыль в комнате, и, обойдя кругом, подошел к дивану, и не мог вспомнить, обтирал ли я его или нет. Так как движения эти привычны и бессознательны, я чувствовал, что это уже невозможно вспомнить. Так что, если я обтирал и забыл это, то есть действовал бессознательно, то это все равно, как не было. Если бы кто осознательный видел, то можно было бы восстановить. Если же никто не видел или видел, но бессознательно; если целая жизнь многих пройдет бессознательно, то эта жизнь как бы не была».
Самая простая и четкая метафора осознанности: это ясный свет сознания и наличие умного наблюдателя. Если есть умный наблюдатель, но состояние сознание сумеречное (усталое), то осознанность невысока. Если мозг бодр, у ребенка ясная голова, но он постоянно крутится (шило в попе), то внимательный наблюдатель отсутствует. Если голова ясная, наблюдатель внимателен, но культуры и знаний у человека мало, то и осознанность будет невысокого уровня.
В синтон-подходе, осознанность — это сумма восприятия, внимания, мышления и памяти, результат их слаженной совместной работы. Если внимание человека гуляло в стороне от того, что он говорил или делал, осознанности в его словах или поступках не было. Если человек, говоря или делая что-либо, не думал, не сопоставлял это со своими намерениями и целями, с представлением о должном, не квалифицировал это никак, не анализировал и не осмыслял — осознанность отсутствовала. Если человек действовал в беспамятстве, не помнит ничего о том, что он говорил или делал — также об осознанности говорить не приходится.
Строго говоря, осознанность может не сопровождаться произвольностью, возможностью как-то влиять на происходящее, однако чаще, говоря об осознанности, люди имеют в виду как раз возможность вмешиваться в то, что мы осознаем, будь то осознанные поступки, осознанное дыхание, осознанные мысли, осознанные эмоции или осознанные сновидения. Таким образом, для целей практики осознанность можно понимать как совместную, командную работу всех психических функций. Качество и уровень осознанности определяется как развитостью каждой из этих функций, так и слаженностью их работы.
Как развивается осознанность у детей
По крайней мере некоторые дети уже с года осознанно управляют родителями и другими взрослыми.
Из ранних воспоминаний людей о своём детстве, рассказ: «Помню, мне было около года, лежу я в кроватке, заходит дедушка, и улыбается мне, хочет, чтобы я ему тоже улыбнулась. Я дедушку любила и относилась к нему хорошо. Я с ним играла и ему улыбалась. А бабушку я мало любила, ей не улыбалась, и часто ей плакала в лицо».
Обычно дети быстрее развивают свою осознанность в той деятельности, которая у них оказывается ведущей. Если мальчик занимается в футбольной секции, с помощью тренера он будет очень осознанно вести мяч и разыгрывать комбинации у ворот. Если девочка учится танцам или занимается в модельной школе, она будет очень осознанно двигаться в танцевальном зале или по подиуму.
Развитие осознанности
Осознанность можно развивать, осознанность нельзя развить. В этом парадоксе говорится о том, что развитие осознанности — это не один определенный процесс с определенным завершением, а ветвящийся бесконечный путь, следующие этапы которого открываются только тем, кто прошел уже его часть. Фраза Сократа: «Чем больше я знаю, тем больше понимаю, как мало я знаю» в полной мере применима и к осознанности: чем более человек начинает жить осознанно, тем в большей мере он начинает понимать, сколько еще неосознанного в его жизни.
Тем не менее, человека с как либо развитой осознанностью несложно отличить от человека, живущего безотчетно, и развивать осознанность — можно и нужно. См.→
Комментарии (3):
На видео пример того, что оба персонажа пребывают в неосознанности. Их сознание полностью захвачено текущими событиями. Каждый погружён в свою роль и действует согласно своим принципам и навыкам. Это как биороботы, в которых загрузили разные программы для определённых задач.