Даже кричать можно осознанно

01 января 2010 г. в 08:50

Автор: Ольга Рыбина​, кандидат психологических наук

Профессионально сертифицированный по ​международным стандартам спортивный коуч.

Рассмотрим две ситуации.

Ситуация 1. Команда проигрывает, тренер берет тайм-аут и кричит на команду, активно жестикулируя. В последующем тренер дает объяснение своему поведению – я понял, что ребятам нужна встряска и знал, что такое мое поведение позитивно влияет на ключевого игрока, он постарается исправить ситуацию и именно он поведет команду на своей энергетике.

Ситуация 2. Команда проигрывает, тренер берет тайм-аут и кричит на команду, активно жестикулируя. В последующем он дает объяснение своему поведению – я был возмущен, мы столько говорили об этом на тренировках, а они раз за разом повторяют ошибки!

​​​​​​​​​​​​​​Вопрос к вам: в каком случае поведение тренера является осознанным? И еще: по каким критериям вы определили осознанное поведение?

Готова поделиться своими размышлениями.

Для внешнего наблюдателя поведение обоих тренеров очень похоже – оба кричат в ответ на неудачные действия команды. Однако думали они в этот момент по-разному.

В первом случае тренер осознанно управлял состоянием команды и у такого тренера есть шанс, изменить ход игры. Ключевые моменты его пояснений – понял, что нужна встряска (осознал ситуацию), знал как это сделать (осознал свои действия), предположил что будет дальше (осознал последствия своих действий). Его крик – это осознанный выбор. Такое поведение называется осознанным – человек меняет ситуацию, выбирая самые подходящие для этого действия (кричать, например), он управляет ситуацией и внутренне остается спокойным, он контролирует то, что будет происходить дальше.

Во втором – тренер реагировал на ситуацию, не осознавая последствий своих действий, шансы на изменение хода игры у него были гораздо меньше, чем у первого. Казалось бы, он кричит, да и тайм-аут взял, чтобы изменить ход игры (осознал ситуацию), а вот в действиях сквозит обида, а значит, в этот момент тренер думает о себе, а не о команде (не осознал последствия своих действий). Такое поведение называется неосознанным или реактивным – человек реагирует на событие. Ситуация и его эмоции управляют им и его поведением.

Итак, в осознанном поведении человек внутренне всегда спокоен и у него есть четкое понимание Что он делает, Зачем и Каковы возможные Последствия его действий.

Действовать осознанно - не всегда легко, но вполне возможно; как и любое дело, это только вопрос тренировки. Если у вас есть желание и время, начинайте тренироваться. Конкретно: выберите день для тренировки осознанности и в течении всего дня перед тем как что-то предпринять – сказать или сделать, задавайте себе вопросы:

  1. Зачем я это делаю?
  2. Какой результат хочу получить?

В начале тренировки все будет происходить как в замедленном кино – с паузами на размышления. Однако скоро вы заметите, что темп ускоряется и вам все легче принимать правильные решения и выбирать лучший вариант поведения. Один из критериев вашего успеха в тренировке осознанности – внутреннее спокойствие в ситуациях, которые раньше вызывали волнение.

  • Психология спорта
  • Развитие осознанности
  • Осознанность
  • Упражнения Дистанции
  • Эмоциональное состояние

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 янв. 2016 г.
Дистанция — система пошагового развития личности
Почему «Дистанция»? Вы когда-нибудь пробегали на стадионе дистанцию? «На старт… Внимание… Марш!» — и вы полетели вперед.
01 апр. 2012 г.
Как управлять своими эмоциями?
Эмоции часто возникают не там, не те, не тогда когда нужно или не с нужной интенсивностью. 
01 окт. 2022 г.
Осознанность
Когда человек не умеет или не привык жить осознанно, он живет как будто в темноте, путается в своих планах и намерениях...
01 янв. 2010 г.
Развитие осознанности
Развитие способности, умения и привычки сопровождать сознанием свои состояния.
05 янв. 2013 г.
Взрослая позиция в управлении эмоциями
Взрослая позиция в управлении эмоциями состоит в том, что мы понимаем свою ответственность за свои эмоции.