Взрослая позиция в управлении эмоциями
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Взрослая позиция в управлении эмоциями состоит в том, что мы понимаем свою ответственность за свои эмоции, свои эмоции контролируем и своими эмоциями управляем. Управление эмоциями — не есть нечто для нас новое и неестественное. Управление эмоциями — это возвращение к себе исконному, возвращение к своему мастерству, которое было у каждого из нас в детстве.
За проявление основной массы своих эмоций отвечаем мы сами. Привычное реагирование и заякоренные эмоции у нас есть, но это преодолимо. В важных случаях, когда мы собрались, никто не может нас заставить переживать что-то против нашей воли и согласия.
Любая наша эмоция должна быть адресна и целесообразна
Эмоции — это поступки. Взрослые люди могут управлять своими и чужими эмоциями в той же мере, как и другими своими действиями, и в той же мере за свои эмоции отвечают. Обиды, скука, усталость, злость — это то, что люди делают и за что несут ответственность, как и за опоздания, недобросовестность или обман. За эмоции других людей можно спрашивать так же, как за другие их действия.
История из жизни: девушка обиделась. Реакция ее молодого человека: «Мне кажется, у тебя не самая удачная реакция. Если я был неправ, готов это обсудить, но об этом стоит договаривать до обид и без обид. Ты сейчас решила пообижаться, это понятно. Зачем ты это делаешь — тоже вроде бы понятно. Давай с тобой подумаем, какими другими способами ты можешь достигать того, что ты хочешь?» Девушка задумалась, потом начала обсуждать и искать другие варианты. Уже без обид.
Эмоции — это вид поведения, и опытные родители не ведутся на манипуляции детей, когда те пытаются давить на них своими эмоциями. В семье, где родители имеют власть, родители могут контролировать эмоции своих детей так же, как и любые другие их поступки.
Иногда без разрешения нельзя баловаться — так же некоторые эмоции нельзя делать без разрешения (например, без разрешения плакать, когда у тебя отобрали чужую игрушку).
Иногда нужно прекращать играть, одеться и пойти с родителями — так же иногда нужно прекратить надувать губки, улыбнуться и пойти помогать маме.
Если родители имеют достаточную квалификацию, чтобы прямо управлять поведением ребенка, они могут так же прямо управлять и его эмоциями. Основной вопрос такого воспитания — не умение управлять конкретно эмоциями ребенка, а умение управлять его поведением в принципе. Если ваш ребенок не отзывается, когда вы его зовете, вы не можете управлять его эмоциями, потому что ребенок считает возможным вас игнорировать. Если же вы добились, что ваш ребенок вас слушается, вы можете взять ответственность и за его эмоции, воспитывая культуру его чувств.
Вы можете научить его, как правильно относиться к своим ошибкам (не плакать и не ругать себя, а пойти и исправить), как относиться к тому что надо (пойти и сделать), как относиться к трудностями (поддержать себя, организовать себе помощь и сделать то, что сможешь), как относиться к близким — с вниманием и готовностью помочь.
Ваше взрослое отношение к своим эмоциям — залог того, что по-взрослому будут относиться к эмоциям и ваши близкие, и ваши дети.