Как конфликт перевести в переговоры
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Если конфликт порождается разногласиями, столкновением точек зрения, то конфликт следует переводить в цивилизованные переговоры. Если есть посредник, который может вам помочь — это лучшее решение. Собственно, основные подсказки в этой статье — именно посреднику, как спокойному и мудрому человеку.
Итак, первое — успокоиться. Большинство конфликтов сопровождается сильными негативными эмоциями, мешающими разумному анализу. Поэтому самый первый шаг практически в любом конфликте — вентиляция эмоций. Успокоиться надо. Без этого — никак, поэтому не важно каким образом, но это обязательно — успокоиться. Как? Смотри Оперативная работа с эмоциями в конфликте
Следите за формулировками, говорите аккуратно, лучше всего — по возможности мягко. Убирайте конфликтогены, упреки и жалобы, любые фразы-ежики. Фразы типа: «Мы с тобой и раньше никогда не могли договориться», «Наши отношения зашли в тупик», «Я устала» либо «А помнишь, как ты в прошлый раз обещал — и что?» — душу от эмоций не освобождают, а по эмоциям собеседника — бьют. Это действительно разжигает конфликт. Вам это нужно?. Выручает только конструктив — поиск решений не будущее.
Что кого волнует, сформулируйте: но не эмоционально, а чтобы договориться на будущее. Важно, чтобы обе стороны постарались возможно более ясно сформулировать, что их не устраивает, что их беспокоит, сердит и так далее вызывает негативные эмоции и протест. Обычно это приходится уточнять, с первого раза мало кто четко может причину своего недовольства зафиксировать. Лучше всего — записать.
При этом нужно учесть, что истинные причины конфликта на поверхности конфликта, как правило, не видны. То, что обсуждается между участниками конфликта и видится ими как причина — чаще только повод, только прикрытие чего-то более глубинного.
От мелких претензий переходите к прояснению позиций, формулированию своих настоящих интересов и целей. Важно перейти из режима бодалки «стенка на стенку» к прояснению позиций, что кому действительно важно, кто что хочет в результате добиться. Это бывает очень непростой задачей: люди легко формулируют, что их не устраивает, но сильно затрудняются конкретно сформулировать что они на самом деле хотят.
Если это сделали, сформулировали что кому нужно и важно — теперь можно вести переговоры, выбрав одну из моделей: логику, торг либо поиск изобретательского решения.
Поиск решений — лучше всего совместный, и лучше всего не торопиться. Один сказал — другой подумал. Помолчал, еще раз подумал. Потом сказал что-то — обдуманное. Тут важно не лениться и поискать возможно большее число разнообразных альтернативных решений.
Теперь — фиксация договоренностей. То, о чем договорились, важно зафиксировать: четко устно или, еще лучше, письменно. А завершать лучше всего — на позитиве: сказать кто чем доволен, за что благодарны другой стороне. Если вы близкие люди — обнимите друг друга и скажите что-то очень хорошее. Ведь вы же молодцы, да?
«Эффективная коммуникация:
от обсуждения разногласий к проведению эффективного совещания»
В курсе 9 видеоуроков. Посмотреть >>