Как конфликт перевести в переговоры

01 января 2010 г. в 04:58

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

Если конфликт порождается разногласиями, столкновением точек зрения, то конфликт следует переводить в цивилизованные переговоры. Если есть посредник, который может вам помочь — это лучшее решение. Собственно, основные подсказки в этой статье — именно посреднику, как спокойному и мудрому человеку.

Итак, первое — успокоиться. Большинство конфликтов сопровождается сильными негативными эмоциями, мешающими разумному анализу. Поэтому самый первый шаг практически в любом конфликте — вентиляция эмоций. Успокоиться надо. Без этого — никак, поэтому не важно каким образом, но это обязательно — успокоиться. Как? Смотри Оперативная работа с эмоциями в конфликте

Фильм «Переговорщик»

Следите за формулировками, говорите аккуратно, лучше всего — по возможности мягко. Убирайте конфликтогены, упреки и жалобы, любые фразы-ежики. Фразы типа: «Мы с тобой и раньше никогда не могли договориться», «Наши отношения зашли в тупик», «Я устала» либо «А помнишь, как ты в прошлый раз обещал — и что?» — душу от эмоций не освобождают, а по эмоциям собеседника — бьют. Это действительно разжигает конфликт. Вам это нужно?. Выручает только конструктив — поиск решений не будущее.

Что кого волнует, сформулируйте: но не эмоционально, а чтобы договориться на будущее. Важно, чтобы обе стороны постарались возможно более ясно сформулировать, что их не устраивает, что их беспокоит, сердит и так далее вызывает негативные эмоции и протест. Обычно это приходится уточнять, с первого раза мало кто четко может причину своего недовольства зафиксировать. Лучше всего — записать.

При этом нужно учесть, что истинные причины конфликта на поверхности конфликта, как правило, не видны. То, что обсуждается между участниками конфликта и видится ими как причина — чаще только повод, только прикрытие чего-то более глубинного.

От мелких претензий переходите к прояснению позиций, формулированию своих настоящих интересов и целей. Важно перейти из режима бодалки «стенка на стенку» к прояснению позиций, что кому действительно важно, кто что хочет в результате добиться. Это бывает очень непростой задачей: люди легко формулируют, что их не устраивает, но сильно затрудняются конкретно сформулировать что они на самом деле хотят.

Если это сделали, сформулировали что кому нужно и важно — теперь можно вести переговоры, выбрав одну из моделей: логику, торг либо поиск изобретательского решения.

Поиск решений — лучше всего совместный, и лучше всего не торопиться. Один сказал — другой подумал. Помолчал, еще раз подумал. Потом сказал что-то — обдуманное. Тут важно не лениться и поискать возможно большее число разнообразных альтернативных решений.

Теперь — фиксация договоренностей. То, о чем договорились, важно зафиксировать: четко устно или, еще лучше, письменно. А завершать лучше всего — на позитиве: сказать кто чем доволен, за что благодарны другой стороне. Если вы близкие люди — обнимите друг друга и скажите что-то очень хорошее. Ведь вы же молодцы, да?

  • Конфликт
  • Переговоры
  • Автор Н.И. Козлов
  • Курс «Эффективная коммуникация»

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Истинная причина конфликта
Что оказывается чаще всего истинной причиной конфликта?
09 мар. 2019 г.
Как отстаивать свою точку зрения?
Уметь повлиять на собеседника, убедить в своей правоте, воздействовать на сознание людей — это целое искусство. И счастлив тот, кто им овладел. Такой человек имеет огромное преимущество во всех сферах жизни, связанных с коммуникацией, общением, переговорами. И для овладения этим искусством в первую очередь надо научиться разделять ситуации, в которые мы попадаем, по двум основным категориям.
01 окт. 2022 г.
Медиация
Медиация – это процедура примирения конфликтующих сторон, путем их вступления в добровольные переговоры в присутствии нейтрального лица-медиатора (посредника), с целью достижения взаимопонимания и составления договора, разрешающего конфликтную ситуацию.
01 окт. 2022 г.
Вентиляция эмоций
Вентиляция (собственных) эмоций — развеивание эмоций, методы освобождения от эмоционального напряжения.