Шесть стратегий в ситуации, когда ребенка дразнят

01 января 2010 г. в 08:54

Автор: Мишель Борба, книга«Нет плохому поведению. 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться»

Жертва словесных нападок

Помогите! Мы с восьмилетним сыном недавно переехали в другой район. 12-летняя соседская девочка дразнит сына с первого дня. Сначала она пригласила его, а потом оставила одного. На этой неделе она все время звонит по телефону и смеется над его ростом; она обзывает его «песочным коржиком». На прошлой неделе она оставила ему гадкое сообщение по поводу его новой стрижки. Я пыталась поговорить с ее матерью, но это то же самое, что вести дискуссию со Статуей Свободы. Сын ненавидит школу и хочет вернуться туда, где мы жили раньше.

Мелани, мать-одиночка, Джексон, штат Миссисипи

«Мама, она назвала меня занудным панком».

«Он всегда корчит мне рожи».

«Почему она смеется над моим весом при всех детях?»

Коротко о главном

Состояние жертвы может со временем превратиться в приобретенное поведение. Но это не единственная возможная реакция на злонамеренные насмешки. Поэтому с раннего возраста нужно прививать детям умение постоять за себя.

Некоторые самые серьезные проблемы, с которыми приходится сталкиваться родителям, возникают по соседству или на школьном дворе, там, где много нехороших детей. Хоть мы и не в состоянии полностью оградить детей от боли обид, когда их дразнят, подвергают расовому унижению (В нашем обществе актуальной проблемой выступает словесная агрессия по национальному признаку. — Прим. ред.) или оскорбляют, мы вполне можем уменьшить вероятность того, что дети станут жертвами. Лучшее, что можно сделать, — это научить детей справляться со своими мучителями.

Шесть стратегий в ситуации, когда ребенка дразнят

Вот несколько очень эффективных стратегий, помогающих детям справиться с обидчиками.

1. Защитить себя. Научите ребенка уверенно вести себя с обидчиком: высоко держать голову, стоять прямо и смотреть ему в глаза. Ребенок должен указать ему на непорядочное поведение и твердым, спокойным голосом попросить прекратить это: «Ты дразнишь меня. Перестань!» или «Уйди», иногда лучше просто сказать: «Прекрати!» Помните: важнее как дети говорят, чем что они говорят, поэтому помогите ребенку потренироваться говорить убедительно.

2. Не обращать внимания. Мучителям нравится видеть, что они расстроили свою жертву, поэтому помогите ребенку найти способы не показывать своего состояния. Я обратилась к группе 11-летних детей с вопросом: «Как вы ведете себя, когда вас дразнят?» . Они единодушно ответили, что хуже всего — это показать мучителю, что вам обидно, даже если вам действительно обидно. Вот их советы, как игнорировать задир.

  • Притвориться невидимым.
  • Уйти, даже не взглянув на них.
  • Посмотреть на что-то другое и засмеяться.
  • Сделать вид, что вас это не волнует.
  • Сохранять спокойствие.
  • Принять полностью отстраненный вид.
  • Игнорировать задиру нелегко. Дети могут научиться этому, долго тренируясь при помощи родителей.

3. Задавать обидчику вопросы. Энн Бишоп, преподаватель программ предотвращения насилия, учит отвечать на оскорбление требовательным вопросом: «Почему ты сказал это?» или «Почему это ты захотел сказать мне, что я тупой, толстый или еще какой-то там, и обидеть меня?»

4. Пользоваться формулой «Я хочу». Специалисты по общению предлагают научить ребенка обращаться к мучителю со слов «Я хочу» и твердо излагать, чего он хочет: «Я хочу, чтобы ты оставил меня в покое» или «Я хочу, чтобы ты перестал меня дразнить». Главное — сказать это твердо и убедительно, а не безвольно.

5. Соглашаться с задирой. Подумайте о том, чтобы помочь ребенку придумать фразу, выражающую согласие с задирой. Вот пример.

Задира: Ты тупой.

Ребенок: Да, я такой, и у меня это хорошо получается.

Задира: Эй! Тряпичноголовый!

Ребенок: Ты прав. Я араб и горжусь этим.

6. Смейтесь, когда вас дразнят. Фред Франкель, автор книги Good Friend Are Hardto Find («Хороших друзей трудно найти») предлагает каждый раз, когда дразнят, отвечать, но не дразнить в ответ самому. Франкель утверждает, что в таких ситуациях часто прекращают дразнить, потому что ребенок дает обидчику понять, что это его не задевает (даже если это не так). Предположим, обидчик сказал: «Ты дурак». Ребенок отвечает одной из отрепетированных фраз: «Ну и что?», «Да что ты!», «И что дальше?» или «Спасибо, что просветил меня». Франкель утверждает, что исключительно важно, как ребенок произносит эту фразу. Это должно быть отрепетировано и произнесено с минимумом эмоционального накала.

Знаете ли вы?

В отчете национальной ассоциации по образованию приводятся данные о том, что в США каждый день 160 тысяч детей пропускают школу из страха, что их будут изводить, дразнить или задирать другие ученики.

План поэтапного изменения проблемного поведения ребенка

Вспомните свое детство. Дразнили ли вас? Как вы с этим справлялись? Успешно ли справлялись? Рассказывали вы кому-нибудь об этом? Если да, то как этот человек реагировал? Что бы вы сейчас сделали иначе? Изменилось ли что-нибудь с тех пор? Сталкиваетесь ли вы с язвительным поддразниванием на работе или дома? Дразнили ли вы кого-нибудь? Вспомните, почему вы это делали, и что сейчас об этом думаете? Поговорите с другими родителями — может быть, их детей тоже обидно дразнят. Если да, то что они предпринимают, чтобы помочь своим детям справиться с этим?

Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана изменений.

  1. Просмотрите приведенные способы вместе с ребенком и выберите из них два самых подходящих для тренировки.
  2. Отрепетируйте выбранные способы с ребенком. Разыграйте ситуации, меняясь ролями обидчика и жертвы.
  3. Когда ребенок освоит новые навыки, посоветуйте ему воспользоваться ими в следующий раз, когда его станут дразнить.
  4. Напомните ему, что с первого раза может не получиться, но чем чаще он будет это делать, тем лучше будет получаться.
  5. Если эти способы действительно не действуют, начните сначала. Выберите другой способ, отрепетируйте его, разыграйте в ролях и опять попробуйте применить на практике.

Подумайте над этим

Я убеждена, что мы, родители и учителя, поступаем неправильно, когда позволяем детям в возрасте четырех-пяти лет быть пострадавшими и обидчиками. Например, когда дошкольники попадают в конфликтную ситуацию или сталкиваются с проблемой, мы часто просим их уладить это самостоятельно. «Пусть сами разбираются», — говорим мы, желая быстрого или простого разрешения ситуации. Однако это слишком легкий выход. Мы должны были бы поступить следующим образом.

  1. Немедленно остановить неправильное поведение.
  2. Доходчиво объяснить, что нельзя терпеть, когда тебя дразнят.
  3. Показать обоим детям, что нужно сделать. Обидчик должен научиться сочувствию, навыкам общения и управлению гневом. Ребенок, которого обидели, должен научиться уверенности в себе и умению постоять за себя.

Обязательства по изменению проблемного поведения ребенка

Как вы будете использовать шесть стратегий и план поэтапного изменения проблемного поведения для того, чтобы помочь своему ребенку? Запишите, что вы предпримете в течение ближайших 24 часов, чтобы начать процесс поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

Результаты поэтапного изменения проблемного поведения ребенка

Исправление поведения — это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться последовательно и основываться на закреплении результатов через родительское поощрение. Движение ребенка к изменениям может быть медленным, но обязательно отмечайте и поощряйте каждый его шажок на этом пути. Потребуется не меньше 21 дня, чтобы появились первые результаты, поэтому не спешите сдаваться. Помните, что если не сработает один подход, то сработает другой. Еженедельно фиксируйте прогресс в поведении ребенка. Ежедневно отмечайте успехи в Дневнике поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

  • 1 неделя
  • 2 неделя
  • 3 неделя
Файлы:
  • Конфликты детей

Комментарии (7):

Leona, 07 сентября 2015 г. в 01:09
Можете смело вычеркнуть пункт "НЕ реагировать" из списка помощи. Это НЕ работает. Или ЧРЕЗВЫЧАЙНО РЕДКО работает. На своей шкуре испытала все "прелести" травли и последствия от совета "Потерпи! Игнорируй. И тогда со временем все уладится!" Так вот со временем становилось ТОЛЬКО ХУЖЕ(!!!), не говоря уж о том, что к чисто внешним факторам (усиливающаяся травля, издевательства и т.п.) прибавляются еще и внутренние. Утрата веры в себя и (или) потеря самоуважения, например. Так что становишься сам(а) себе противен(а). Дальше доходишь "до точки" и либо начинаешь драться за себя, либо может и до суицида дойти! И далеко не каждый способен на первый вариант. Зато второй в нашей стране используется пугающе часто.
2 ответа
Гость, 27 марта 2020 г. в 18:27

Как вы правы. Я поначалу игнорировала нежелательное поведение, но практика показывает, что молчание приносит только вред. Осаждать сразу, грубо. Без вариантов.

Наталья, 29 октября 2022 г. в 20:15
Точно. У меня растут маленькие дети, и старшего, ему всего 6 лет, оскорбляет почти вдвое старшая девчонка, а с младшим мои трехлеткой дружила. По крайней мере при мне. А старший мне так и говорит, что ненавидит эту Юлю. Как отреагировать правильно? Игнорировать, дейстаительно, не работает.
Гость, 11 мая 2017 г. в 08:16
Не реагировать нельзя - только усиливается травля, обидчики думают, что все им сходит с рук. Лучше всего или перевести все в шутку, или засмеяться. Если не получается - сказать: "мне жаль тебя", "мдаа...клиника", "ты жалок". Спокойно, с сочувствием к невоспитанным, закомплексованным обидчикам.
1 ответ
Гость, 18 мая 2017 г. в 23:31

Меня тоже в школе травили, почти весь класс, за национальность, портили вещи, плевали и писали гадости в тетради, толкали, обзывали((( долго молчала, терпела, пока я не взорвалась - набросилась на главную заводилу, только после этого всё как-то наладилось, вот и думай, как лучше поступать... Я против битья,но порой вынуждают.

1 ответ
Гость, 10 июля 2017 г. в 21:36

Лучшая защита - это увы, нападение. Мы научили как отвечать, причём без церемоний. Фильм Чучело смотрели. Своих детей учу быть добрыми и дружелюбными, но не давать себя в обиду. Пацан, который донимал всю школу (также страдали от его старшего и младшего брата, т.е. проблемная семья, где мама - социальный работник в отделе проблемной молодёжи или сапожник без сапог) очень пристал к нашему сыну - он всё эмоционально воспринимает и сразу голос дрожит и всё такое. Имя дразнящего Камил, что очень похоже на камейл- верблюд, в стране нашего проживания. Деревня, из которой выгнали его брата и они перешли в нашу городскую школу называется Махарен (Голландия), так что мы научили сына говорить - а ты верблюд (т.е. искажая его имя на верблюд) отправляйся в свою Сахару-Махару. Вскоре вся школа это знала, дразнилки прекратились. С родителями говорить тоже бесполезно. Нужна смекалка и даже наглость. Иначе никак. Сюси масюси не работают.

Гость, 15 марта 2020 г. в 06:44

Мне не реагировать помогло. Хотя, может, ситуация не была особо острой. Просто понимала плечами, дескать "странные... " Видно, эмоциональной подписки они не получали и прекратили. Но повторю, ситуация не была острой, и я не рвалась быть кому-то из них другом или т.п.

Материалы по теме:

01 янв. 2010 г.
Что делать, если твоего ребенка обижают другие дети
Твой малыш стал объектом травли сверстников? Ситуацию можно исправить, ведь ты - рядом с ним! Ребенок часто приходит из школы или детского сада в подавленном настроении, слезах и даже ссадинах: сверстники избрали его мишенью для острот и злых шуток. Первое твое побуждение - грудью встать на защиту своего малыша. Но не сделаешь ли ты ему только хуже?
01 окт. 2022 г.
Дети-изгои: психологическая работа с проблемой
В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания «со знаком минус» - становятся объектом насмешек и презрения. И вот эти активно отвергаемые сверстниками ребята - явление, к сожалению, частое и трудноисправимое.
21 апр. 2014 г.
Дразнилки: игра в аббревиатуры
Мне пришла в голову мысль расшифровывать дразнилки как аббревиатуры. Очень важно это делать совместно с детьми: родители должны принимать активное участие. Тогда ребенку интересно, ребенок чувствует поддержку, ему весело, этот процесс их сближает, и чем больше придумано смешных вариантов, тем радостнее и веселее воспринимается эти слова. И когда ребенка начинают обзывать, то ему вспоминается не только расшифровка этого слова, но и образ - как это все происходило: она видит картинку, как смеялся вместе с родителями, и ему становится также смешно и абсолютно не обидно.
01 янв. 2010 г.
Если ребенка дразнят в школе
«Дразнилки», обидные прозвища, постоянные насмешки травмируют ребенка, особенно если он от природы раним и застенчив.
01 окт. 2022 г.
Обучение ребенка умению управлять своим поведением
Это направление в работе с тревожными детьми предполагает переход от новых приобретений внутреннего мира ребенка (в виде более высокой самооценки и умения расслабляться, делать комфортным свое состояние) к их внешнему выражению.
10 апр. 2014 г.
Обзывалки. И что?
У детей есть замечательное развлечение – обзывалки и дразнилки. Обратим внимание, что особенно им нравится в этом реакция: когда обзываешь человека – он реагирует. Когда реакция нулевая, дразнить этого человека неинтересно, и пропадает всяческое желание это делать. Столкнулась с такой ситуацией. Я и мой сын Алешенька (6 лет) пришли в гости к моей сестре. Дома были: сестра и ее дочь Алиночка (11 лет). Дети замечательно, весело и дружно играли – они очень дружные и очень любят друг друга
01 янв. 2011 г.
Травля ребенка — клички и дразнилки
Клички рождаются в детских группах. Когда дети играют вдвоем, они тоже могут обзываться, но делают это реже, чем в группе. А как только собирается детская компания, сразу начинаются клички. Почему?