Свободное воспитание — история и идеология

01 октября 2022 г. в 21:49

Изначально школа была типичным принудительным учреждением. Первый, самый громкий протест против принуждения в школьных стенах, выразил Руссо. См.. Его протест исходил из отрицания культуры, которая портит природу человека. Именно он является автором известного парадокса «все хорошо, что выходит из рук Творца и всё искажается в руках человека».

В таком свете воспитание должно быть всецело «естественным», надо не портить человека, не уродовать его, а опираясь на природные данные, развивать в душе человека высшие силы, заложенныё в нём. Задача воспитания состоит в том, чтобы дать возможность природе действовать на человека и внутри его, предохранять его естество от влияния культуры. Таким образом, из признания радикального добра в человеке вырастает педагогический натурализм. Средство свободного воспитания — свобода. Ребёнок должен быть свободен от всякого искусственного принуждения, свободен в своём внешнем поведении, не нужно никаких правил, регламентирующих его поведение.

Исходя из подобной позиции, дисциплина в привычном понятии отсутствует, или же она присутствует в качестве «естественной» дисциплины. Понятие естественной дисциплины впоследствии было развито Спенсером, а позднее учение Руссо было развито рядом педагогов. Все они имеют, однако, тот существенный недостаток, что обходят вопрос о школь­ной дисциплине.

Рассуждая о дисциплине в школе, Толстой в своих педагогических взглядах дошёл до полного отрицания воспитания и даже до отрицания права на воспитание.

«Bocпитание есть насильственное, принудительное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим», — говорит Толстой.

«Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам неплодотворно, незаконно и невозможно. Права воспитывать не существует. Позвольте детям знать в чем их благо, позвольте поэтому им самим воспитывать себя и идти путём, который они сами себе выберут». (Толстой).

«Образование же есть свободное общение людей, имеющее своим основанием потребность оного, приобретение сведения, а другого (человека) сообщать уже приобретенное им».

«Учитель не должен иметь никакой власти над учениками, отношения между ними должны быть отношениями равенства. Школа должна только представлять ученикам возможность получать знания, ученики должны иметь право выбирать то, что им нужно, что представляет для них интерес по их собственным понятиям» (Толстой).

Из этих взглядов развились две педагогические идеи:

  1. Дисциплина, как внешняя дисциплина, как принуждение, — совершенно отрицается. Воспитание должно быть свободно, должно быть чуждо принуждения и внутреннего и внешнего, а дисциплина у ребеннка разовьется сама — изнутри, естественно, если будет нужна.
  2. Воспитание и школа не должны быть «миpoсозерцательными», т.к. это худший вид принуждения. Они должны учиться практическим вещам, нужным детям, и тогда дети будут их усваивать без принуждения.

Большую известность получила школа Александра Нилла в Саммерхилле. Важно, что все педагоги, лидеры идеологии свободного воспитания, подчеркивали: свободное воспитание — это не вседозволенность.

Файлы:
  • Свободное воспитание

Комментарии (1):

Гость, 17 октября 2012 г. в 20:07
Хотелось бы подробнее. Разве кроме Толстого и Руссо никто не поддерживал свободного воспитания? В общем, хочется больше истории. А так - спасибо.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Море и песок: школа свободы
Попытайтесь вообразить себе детей в возрасте от пяти до двенадцати лет, разъезжающих на трехколесном велосипеде по школьному залу, рисующих на стенах все, что захотят и как за­хотят, делающих все, что им вздумается и когда вздумается, непринужденно общающихся со своими педагогами с использовани­ем любых выражений, включая непечатные, и диктующих школе учебную программу, методы преподавания и направление обуче­ния по своему усмотрению. И все это происходит в государ­ственной школе в городе Сиэтле! Вы думаете, что здесь преуве­личение, что такого не может быть? Нет, это происходит в наше время в старом консервативном районе Сьюард-Парк, на сред­ства, выделяемые Сиэтлским учебным округом.
01 окт. 2022 г.
Руссо о воспитании
Воспитание это дается нам или природою, или людьми, или вещами. Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы; обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей; а приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятие, есть воспитание со стороны вещей.
01 окт. 2022 г.
Свободное воспитание и вседозволенность
"Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным? Это — приучить его не встречать ни в чем отказа; так как желания его постоянно будут возрастать вследствие легкости удовлетворения их, то рано или поздно невозможность вынудит вас, помимо вашей воли, прибегнуть к отказу, и эти непривычные отказы принесут ему больше мучений, чем самое лишение того, чего он желает. Сначала он захочет получить палку, которую вы держите, скоро он запросит ваши часы, затем запросит птицу, которая летит перед ним, запросит звезду, которую видит на небе, запросит все, что только увидит; если вы не Бог, как вы его удовлетворите?
01 окт. 2022 г.
Свободное воспитание по Руссо — сплошные манипуляции
Руссо не хочет воспитать дикаря, не умеющего писать и читать, не знающего наук и реме­сел. Искусство воспитателя — уметь вызвать нужные потребности, интересы и запросы. Вот как это делает Жан Жак со своим Эмилем. Нужно ли приучить Эмиля к нормальному, не слишком долгому сну?
17 февр. 2014 г.
Теория и практика свободного воспитания
Сторонники идей свободного воспитания верят, что дети рождаются свободными существами, и главная задача взрослых, по их мнению, воспитывая ребенка без принуждения, помочь ему сохранить его свободу.