Свободное воспитание — история и идеология
Изначально школа была типичным принудительным учреждением. Первый, самый громкий протест против принуждения в школьных стенах, выразил Руссо. См.→. Его протест исходил из отрицания культуры, которая портит природу человека. Именно он является автором известного парадокса «все хорошо, что выходит из рук Творца и всё искажается в руках человека».
В таком свете воспитание должно быть всецело «естественным», надо не портить человека, не уродовать его, а опираясь на природные данные, развивать в душе человека высшие силы, заложенныё в нём. Задача воспитания состоит в том, чтобы дать возможность природе действовать на человека и внутри его, предохранять его естество от влияния культуры. Таким образом, из признания радикального добра в человеке вырастает педагогический натурализм. Средство свободного воспитания — свобода. Ребёнок должен быть свободен от всякого искусственного принуждения, свободен в своём внешнем поведении, не нужно никаких правил, регламентирующих его поведение.
Исходя из подобной позиции, дисциплина в привычном понятии отсутствует, или же она присутствует в качестве «естественной» дисциплины. Понятие естественной дисциплины впоследствии было развито Спенсером, а позднее учение Руссо было развито рядом педагогов. Все они имеют, однако, тот существенный недостаток, что обходят вопрос о школьной дисциплине.
Рассуждая о дисциплине в школе, Толстой в своих педагогических взглядах дошёл до полного отрицания воспитания и даже до отрицания права на воспитание.
«Bocпитание есть насильственное, принудительное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим», — говорит Толстой.
«Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам неплодотворно, незаконно и невозможно. Права воспитывать не существует. Позвольте детям знать в чем их благо, позвольте поэтому им самим воспитывать себя и идти путём, который они сами себе выберут». (Толстой).
«Образование же есть свободное общение людей, имеющее своим основанием потребность оного, приобретение сведения, а другого (человека) сообщать уже приобретенное им».
«Учитель не должен иметь никакой власти над учениками, отношения между ними должны быть отношениями равенства. Школа должна только представлять ученикам возможность получать знания, ученики должны иметь право выбирать то, что им нужно, что представляет для них интерес по их собственным понятиям» (Толстой).
Из этих взглядов развились две педагогические идеи:
- Дисциплина, как внешняя дисциплина, как принуждение, — совершенно отрицается. Воспитание должно быть свободно, должно быть чуждо принуждения и внутреннего и внешнего, а дисциплина у ребеннка разовьется сама — изнутри, естественно, если будет нужна.
- Воспитание и школа не должны быть «миpoсозерцательными», т.к. это худший вид принуждения. Они должны учиться практическим вещам, нужным детям, и тогда дети будут их усваивать без принуждения.
Большую известность получила школа Александра Нилла в Саммерхилле. Важно, что все педагоги, лидеры идеологии свободного воспитания, подчеркивали: свободное воспитание — это не вседозволенность.