Александр Нилл

01 октября 2022 г. в 21:23

Александр Нилл (1883-1973) — шотландский либертарный педагог, сторонник освобождения детей, основатель школы Саммерхилл. Родился 17 октября 1883 г. в Шотландии в семье школьного учителя. Сначала помогал в отцу, затем, после окончания Эдинбургского университета (1912), начал работать школьным преподавателем. В это время он начал разочаровывается в традиционных методах воспитания, описывая свои взгляды как «достаточно ницшеанские для того, чтобы протестовать против того, что детей учат быть кроткими и скромными». Сам он стремился к тому, чтобы «формировать умы (детей) таким образом, чтобы они подвергали сомнению, разрушали и строили заново».

Нилл считал, что приоритетом в образовании и воспитании должно быть поддержание в ребенке ощущения счастья, и что это ощущение вырастает из чувства личной свободы. Он полагал, что лишение ребенка личной свободы в детстве является причиной возникновения последующего ощущения несчастности человека во взрослой жизни, которое в свою очередь вызывает различные психические расстройства. В те годы эта идея казалась крамольной, хотя теперь считается почти общепринятой.

Нилл организовал собственную школу Саммерхилл (в переводе с англ. — Летний холм), сначала в 1921 г. в окрестностях Дрездена в Германии, затем перебравшись в Англию. В этой школе присутствие детей на занятиях было добровольным. Кроме того, школа была основана на демократических принципах, – дети могли обсуждать и принимать голосованием школьные правила, причем у школьников и преподавателей были равные права при голосовании.

Опыт школы Саммерхилл показал, что освобожденные от принуждения традиционной школы, ученики позитивно реагируют на процесс обучения благодаря собственной положительной мотивации. По мнению Нилла, выпускники Саммерхилла имели гораздо больше здорового скептицизма по отношению к взрослому миру по выходу из школы, чем их более конформистски-воспитанные сверстники из обычных школ. Положительные результаты пребывания детей в Саммерхилле еще более заметны и поразительны, если принять во внимание, что в эту школу принимали и так называемых «проблемных» детей, у которых за плечами были острые переживания конфликта родителей или родительского небрежения, что безусловно негативно отражалось на их психике.

Будучи сторонником психоанализа, Нилл выступал против сексуального подавления и установления в школе жестких викторианских правил. Он считал, что негативно относиться к сексуальности — значит ненавидеть жизнь как таковую.

Нилл преподавал в школе алгебру, геометрию, а также учил детей работе с металлом. Сам он при этом часто говорил, что гораздо больше восхищается умелыми ремесленниками, чем людьми, достигнувшими успехов на исключительно интеллектуальном поприще. Хотя посещение уроков было добровольным, сами уроки в школе велись довольно строго.

Кроме этого Нилл проводил с учениками так называемые «личные уроки» (фактически сеансы психотерапии), на которых обсуждались личностные проблемы детей. В последствии он отказался от них, ссылаясь на то, что даже те из учеников, кто не проходил такой психотерапии, тем не менее успешно избавлялись от «преступного» поведения за счет того, что в школе царила атмосфера свободы.

За время работы в школе Нилл написал несколько десятков книг, публиковавшихся начиная с 1916 г. и вплоть до его смерти. Наибольшую известность приобрела его книга «Саммерхилл: радикальный подход к обучению детей» (Summerhill: A Radical Approach to Child Learning, предисловие к ней написал Эрих Фромм) (1960). Кроме того Нилл написал книгу воспоминаний «Нилл, Нилл, апельсиновая корка!» (Neill, Neill, Orange Peel! (1973)), а также был автором юмористических книг для детей.

Наибольшее влияние на Нилла оказали идеи британского педагога Гомера Лейна (Homer Lane), а также радикального психоаналитика Вильгельма Райха, с которым Нилл долгие годы состоял в переписке. Сотрудничал с Ниллом и известный британский ученый, философ, либертарный педагог и социалист Бертран Расселл, создавший собственную школу в Бикон Хилл. Идеи Нилла, в свою очередь, оказали большое влияние на педагогов во всем мире, в частности на американца Джона Холта и движение «обесшколивания» (unschooling).

Нилл был дважды женат. Его вторая жена Эна Вуд Нилл (Ena Wood Neill) на протяжении нескольких десятилетий работала вместе с ним в Саммерхилле, а после его смерти (23 сентября 1973 г.) стала директором школы. Затем Саммерхилл возглавила их дочь Зоя Редхед (Zoe Readhead). Школа Саммерхилл существует и по сей день.

На русском языке работы Александра Нилла вышли в сборнике «Саммерхилл — воспитание свободой» (М., «Педагогика-пресс», 2000). Школа А. Нилла ко времени написания его кни­ги существовала уже более сорока лет (После смерти А. Нилла школу возглавила его дочь, Зоя). В течение этого времени результаты ее работы продолжали поражать. Дело в том, что в школу принимались в основном «трудные» дети, от которых отказыва­лась традиционная школа и даже родители. В Саммерхилле они «излечивались»: начинали учиться и становились счастливыми детьми с нормальным поведением.

Книги А. Нилла

  • Саммерхилл — воспитание свободой
  • Воспитание детей
  • Секс
  • Религия и мораль
Файлы:
  • Свободное воспитание
  • Персоналии
  • Автор А. Нилл

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Свобода — не вседозволенность
Саморегуляция ребенка противоположна внешней регуляции. Саморегуляция означает право ребенка жить свободно, без внешнего давления — физического или психологического. Следовательно, ребенок ест, когда голоден, приобретает привычки чистоплотно­сти, когда захочет, на него никогда не кричат и не поднимают руки, он всегда любим и защищен. Ска­занное звучит легко, естественно и прекрасно, однако поразительно, как много молодых родителей, ревностно отстаивающих эту идею, умудряются по­нимать ее превратно.
01 окт. 2022 г.
Свободное воспитание и вседозволенность
"Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным? Это — приучить его не встречать ни в чем отказа; так как желания его постоянно будут возрастать вследствие легкости удовлетворения их, то рано или поздно невозможность вынудит вас, помимо вашей воли, прибегнуть к отказу, и эти непривычные отказы принесут ему больше мучений, чем самое лишение того, чего он желает. Сначала он захочет получить палку, которую вы держите, скоро он запросит ваши часы, затем запросит птицу, которая летит перед ним, запросит звезду, которую видит на небе, запросит все, что только увидит; если вы не Бог, как вы его удовлетворите?
17 февр. 2014 г.
Теория и практика свободного воспитания
Сторонники идей свободного воспитания верят, что дети рождаются свободными существами, и главная задача взрослых, по их мнению, воспитывая ребенка без принуждения, помочь ему сохранить его свободу.