Эрих Фромм
Эрих Фромм (Fromm, 1900-1980) — нем.-амер. психолог и философ, создатель "гуманистического психоанализа". В понимании причин человеческого поведения придерживался антрополого-экзистенциалистской ориентации; при этом большое влияние на Фромма оказали антропологические работы Маркса. Главная тема творчества — противоречия человеческого существования в мире. Особенное значение для психологии имеет анализ Фромма:
- Двух способов существования человека: «иметь» и «быть»;
- Проблемы человеческой свободы и ее видов: «свобода от» и «свобода для»;
- Проблем «социального», т. е. «типичного» для той или иной эпохи или культуры;
- Характера личности, являющегося результатом приспособления человека к требованиям общества (например, «рыночный характер» и др.).
Фромм попытался соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления - это следствие погруженности личности в различные социальные среды. Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования "экзистенциального" и "исторического":
1) Экзистенциальная составляющая -
- Человек, изначально находится между жизнью и смертью, "он брошен в этом мире в случайном месте и времени" и "выбирается из него опять же случайно";
- Существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.
2) Исторические противоречия -
Не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории. Устранение исторических противоречий Фромм связывал с созданием нового гуманистического общества.
Также исследования проблемы отчуждения человека от общества в различных его видах и способов его преодоления, важнейшим из которых Фромм считал любовь в широком смысле слова. Разработанные Фроммом приемы «гуманистического психоанализа» призваны ликвидировать имеющуюся дисгармонию между человеком и природой и «оздоровить» общество.
Главная задача в построении душевно здорового общества - это воспитание в людях продуктивного характера. Непродуктивность - это неспособность любить и реализовать себя, использовать свои силы, место которых занимают навязанные бессознательной тревогой формы активности. Фромм описывает четыре исторически возникших типа непродуктивной ориентации характера:
- рецептивный
- эксплуататорский
- накопительский
- рыночный
Продуктивность - это, напротив, способность человека любить, использовать свои силы, способность к самореализации. Там он призывает заменить доминирующую ныне в характере человека установку на обладание установкой на бытие.
Публикации
- "Бегство от свободы" (1941)
- "Человек для самого себя"
- "Душевно здоровое общество" (1945)
- "Психоанализ и религия" (1950)
- "Искусство любить" (1956)
- "Революция надежды" (1968)
- "Иметь или быть?" (1976)
- "Анатомия человеческой деструктивности"
- "Мужчина и женщина"
- "Кредо"
- "Величие и ограниченность теории Фрейда"
- "Ради любви к жизни"
- "Кризис психоанализа"
- "Революция надежды. Избавление от иллюзий"
Комментарии (2):
Каково Ваше личное мнение о нём, доктор Козлов? Читал его "Анатомию человеческой деструктивности" - вторая часть просто ужас с точки зрения поиска глубинного смысла. Деструктивность он вообще величает некрофилией, просто проявляться она может в разной форме. Впечатление, что от "не пропустил старушку в очереди" до "изнасиловал труп" - один шаг (да, он прям и описывает сексуальное насилие над трупами деструктивных, т.е. некрофильских личностей). А "Иметь или быть" - книга замечательная.
К самому Эриху Фромму - глубокое уважение как к честному мыслителю. "Анатомию человеческой деструктивности" - не читал, тема не моя.