Фромм Э. Искусство любить (рецензия)
Автор статьи Кирилл Карпенко.
Рецензия опубликована: Школьный психолог. - 2012. - № 6.
Эрих Фромм автор многих известных книг: «Бегство от свободы», «Человек для себя», «Анатомия человеческой деструктивности», «Здоровое общество», «Иметь или быть» и др. Но, пожалуй, самой знаменитой является «Искусство любить». Это маленький шедевр психологии для широкого круга читателей.
Книга увидела свет в 1956 году и неоднократно переиздавалась на многих языках. Главы, посвящённые этой книге можно найти в учебниках по культурологии, что является ярким свидетельством превращения «Искусства любить» в часть мировой культуры.
Является ли любовь удачей, чувством, которое может овладеть всяким человеком, или это сложное искусство, постичь которое может только зрелая личность? Фромм решительно отвергает первый подход к любви. Для обучения умению любить, как и любому другому искусству, необходимо, во-первых, приобщение к теории, во-вторых, овладение практикой и, в-третьих, одержимость этим искусством, сосредоточенность на нём и полная самоотдача. Практика искусства любить состоит из таких элементов как самодисциплина и сосредоточенность, терпение и заинтересованность, объективность и смирение, вера и активность. Крайне важен здесь также пример для подражания: обучение с помощью присутствия зрелого, любящего человека.
У Фромма особый подход к любви: он не отождествляет любовь с Богом-личностью, как это характерно для христианских мыслителей («Бог есть любовь» (1 Ин. 4:16), и не сводит её к эротическому влечению, что характерно для многих психологов. Для немецкого мыслителя любовь – это ответ на проблему человеческого существования, который видится в единении всех людей как братьев. Именно братская любовь является основой, но в его концепции есть место и другим видам любви: материнской, эротической, любви к себе и любви к Богу.
Фромма критикуют за игнорирование в этой книге многих частных вопросов, связанных с искусством любить. Однако, подобные обвинения не совсем обоснованы: «Искусство любить» - это своего рода манифест, излагающий основы мировоззрения, он не имеет целью рассмотрение узкоспециальных вопросов.
Принципиальная критика «Искусства любить» исходит от религиозных мыслителей и касается концепции Бога у Фромма. Как известно, он подходит к этому вопросу с нетеистических позиций. Но даже противники Фромма читают эту книгу. С идеями, излагаемыми в ней, можно согласиться или не согласиться, но равнодушным она не оставит ни одного мыслящего человека.