Если ребенка дразнят в школе
Автор: А. Росс
Ребенка дразнят в школе. Неважно, что именно послужило для одноклассников поводом к этому — высокий или, напротив, маленький рост, какой-то другой недостаток внешности, черта характера и так далее. «Дразнилки», обидные прозвища, постоянные насмешки травмируют ребенка, особенно если он от природы раним и застенчив. Бывают случаи, когда эта ситуация выходит из-под контроля и становится необратимой. Ребенок воспринимает школу не иначе как место, где он подвергается издевательствам. Это может сказаться на его самооценке, успеваемости и, в конечном счете, на его душевном состоянии.
Что же предпринять в таком случае родителям? Как быть, если вашего ребенка дразнят одноклассники, если из-за насмешек он не хочет ходить в школу?
Психологи советуют родителям не вмешиваться, по крайней мере, открыто в конфликт детей. Ваше вмешательство не заставит других детей по-иному относиться к ребенку.
Одноклассники не перестанут дразнить, они не поймут, что причиняют кому-то боль. Напротив, вполне вероятно, заступничество старших окончательно восстановит одноклассников против вашего ребенка. Играть с ним на равных, принимать в свою компанию его не станут — он «ябеда», не смог справиться сам, а привел родителей.
Таким образом, стремление лично разобраться с обидчиками либо требование, чтобы учительница своей властью «прекратила эти издевательства» приведет, скорее всего, к изоляции ребенка в кругу сверстников. Кроме того, малыш сделает еще один вывод: он не в состоянии справиться с трудностями сам, ему требуется помощь взрослых. Это лишит его самоуважения и уверенности в собственных силах. И, как ни парадоксально, помешает ему уважать собственных родителей. Ведь ребенок обратился к ним за помощью, а их вмешательство только ухудшило его положение.
Каким же образом помочь своему ребенку, попавшему в столь нелегкую ситуацию?
Некоторые родители советуют детям разобраться с обидчиками наиболее действенными методами. В большинстве случаев такие советы сводятся к одному: выяснить отношения напрямую, открыто спросив, что не устраивает насмешников. Зачастую эти выяснения немедленно переходят в драку, в которой не всегда побеждает тот, кто прав.
Справедливости ради нужно сказать, что подобная тактика иногда приводит к положительным результатам. Участие в драке, даже в том случае, если победа не была абсолютной, достаточно часто помогает ребенку самоутвердиться. Но увлекаться этим не стоит.
Английский психолог Дорис Бретт, практикующий врач, опытный специалист по вопросам детской психологии, считает, что не стоит позволять ребенку утверждаться в мысли, что любую проблему можно решить кулаками. Напротив, нелишне будет показать, что можно выйти с честью из создавшегося положения иными путями, и дать понять ребенку, что ему это вполне по силам.
Для этого ребенку понадобится помощь родителей, которые должны убедить его в том, что неприятности не у того, кого дразнят, а у того, кто это делает. Ребенку следует дать понять, что полностью счастливый и довольный собой, своей внешностью, своим характером и уверенный в себе человек не станет обращать внимания на недостатки других, даже если эти недостатки реальные.
Существует вполне действенный способ справиться с обидчиками: не показывать, как эти «дразнилки» тебя обижают, не давать понять, что ты принимаешь их близко к сердцу.
Доктор Бретт предлагает повести разговор примерно по такой схеме:
«Ты жалуешься, что Ира тебя все время дразнит, а другие девочки подхватывают ее слова? Я понимаю, что это ужасно неприятно. До такой степени, что хочется заплакать. Но ведь слезами проблему не решишь. Скажи, ты плакала в школе? До слез дело не доходило, но ты расстраивалась, и девочки это видели? И что, после этого они сразу переставали тебя дразнить? Начинали относиться к тебе лучше? Нет, все было совсем наоборот.
Так давай подумаем, как же нам быть? Я, конечно, могу поговорить с ними. Но мне кажется, что как только я уйду, и ты останешься одна, все начнется снова. Как ты считаешь?
Может быть, поступим по-другому: ты, как это ни трудно, сделаешь вид, что тебя очень смешат их слова. Да, это нелегко. Но подумай, чего добивается Ира с подружками? Сделать так, чтобы ты расстроилась. И до сих пор так и случалось.
А ты попробуй поступить иначе. Улыбнись. Подумай, девочки тратят столько сил и времени, чтобы ты загрустила. Ведь это действительно смешно и глупо.
А как ты полагаешь, почему Ире так хочется обратить внимание других ребят на твои недостатки? Наверное, она не очень уверена в себе, иначе бы она так не поступала. Если ты засмеешься, то тем самым покажешь, что все ее слова — просто глупости, а она ведет себя не слишком умно. И другие это вскоре поймут. А еще они поймут: если тебя смешат эти слова, значит, все «дразнилки» не про тебя, и смеяться над тобой станет совсем неинтересно».
Как отмечает доктор Бретт, практика показывает: убедить ребенка в том, что подобное поведение — действительно реальный выход из положения, бывает нелегко. И здесь, как всегда, поможет наглядный пример. Расскажите ребенку, как в подобной ситуации в свое время оказались вы или кто-то из ваших знакомых или родственников.
Большое впечатление произведет также имя известного актера, спортсмена или просто знакомого человека, которому удалось справиться с аналогичной ситуацией благодаря такому простому, но действенному способу.
Необходимо попытаться убедить ребенка в том, что действовать ему надо самому. «Ведь мама с папой не всегда будут рядом с тобой. Значит, нужно учиться защищать себя самостоятельно».
Что же касается вопроса перевода в другую школу ребенка, которого дразнят одноклассники, то на него невозможно дать однозначный ответ. Все зависит от конкретной ситуации.
Подавляющее большинство психологов советует постараться разобрать возникший конфликт на месте, независимо от того, переводите вы ребенка в другую школу или оставляете в прежней. Иначе уже в новом коллективе вполне может возникнуть рецидив такой же конфликтной ситуации.
Ведь ребенок просто сбежал «с поля боя». И такая унизительная для него ситуация (оказался в проигрыше, даже не попытавшись победить) непременно даст о себе знать и на новом месте. Пусть школа другая, но груз проблем родители перенесли вместе с сыном или дочерью в этот коллектив. И если ситуация в новой школе повторится, ребенок, вместо того чтобы отстаивать свою позицию, снова захочет просто избежать дальнейших неприятностей и оставить все сложности позади, переложив груз на плечи родителей.
Перед тем как малыш пойдет в новый класс, рекомендуется поговорить с ним, проанализировать причины возникшего конфликта и вместе обсудить, как нужно поступать, чтобы не допустить повторения неприятностей на новом месте.
Нередко случается, что сложившаяся репутация «плаксы», «тихони», «задаваки» не позволяет ребенку наладить отношения с одноклассниками, даже если он, по совету родителей, меняет свое поведение.
Изменить поведение без подготовки крайне тяжело даже взрослому, старые привычки нередко берут верх, и это в порядке вещей. Объясните ребенку, что это вполне естественно, ведь он не робот. Пусть ребенок остается самим собой, но постарается быть более самокритичным, следит за своим поведением и не повторяет прежних ошибок.
Шесть стратегий в ситуации, когда ребенка дразнят
Состояние жертвы может со временем превратиться в приобретенное поведение. Но это не единственная возможная реакция на злонамеренные насмешки. Поэтому с раннего возраста нужно прививать детям умение постоять за себя. См. →
Как научить ребенка постоять за себя
Это один из самых животрепещущих вопросов. Волнует он и мам, и пап, но пап, наверное, всё-таки больше.
— Жизнь жестока, — говорят мужчины. — В ней надо пробиваться с боем, а у нас растёт слюнтяй.
Причём негодуют по поводу сыновнего слюнтяйства, как правило, те отцы, которые сами в детстве постоять за себя не умели, да и во взрослом возрасте не больно-то напоминают Рембо или Джеймса Бонда. Впрочем, оно и понятно. Всем нам хочется, чтобы дети не повторяли наших ошибок и были счастливее нас. См. →
Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками?
Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры — лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу. См. →
Ребенок-изгой в классе (советы учителям и родителям)
Самое главное — помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек — на все 100. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе. См. →
Как сделать ребенка популярным
Многие родители, когда их дети жалуются на социальное отвержение, говорят, что быть популярным вовсе не так уж и важно. Но если бы они на секунду задумались и вспомнили собственное детство, то поняли бы, насколько глубоко заблуждаются. Популярным быть необходимо, и, возможно, это одна из самых важных высот, которых способны достичь дети. См. →
Комментарии (20):
Получается только сдавать позиции. А по мне так морду надо набить, пусть и самому достанется.
Самый старый и по сей день действенный способ. С учетом того какое сейчас поколение растет...
Со мной никто не дружит и не общается. Что мне делать?
И как же, уважаемые психологи, осуществить все эти мудрейшие советы - например посмеяться над обидчиками - если эти самые "остряки" нередко упражняются в классе, прямо во время урока. И есть учителя, которые даже не находят нужным сделать им замечание. Для справки: остряка всего три, их жертва - моя дочь, красивая, хорошо одетая, культурная девочка, учиться отлично, вполне может за себя постоять - словесно. Но как это сделать на уроке, вернее я знаю как, но что посоветовать ей? Предложенная мною тактика ей не подходит - она другая.
Надо объяснить ребенку, что они ей завидуют - ведь так и есть: она отличница, красивая и из приличной семьи. Они знают, что им до ее уровня далеко, поэтому и пытаются занизить ее самооценку. Единственный выход для нее - держать планку и помнить о том, что обижают ее эти дети в силу своих комплексов. Да и после того, как она окончит школу больше никогда их не увидит. У меня аналогичная ситуация с сыном, я ему так объясняю.
Только сильный и волевой, необъяснимый для них поступок, сможет остановить травлю. Надо испытать стресс, поставить этих обидчиков в несвойственное им положение. Во время ответа, при учителе, когда те дети начинают дразниться, подойти прямо к каждому, посмотреть им в глаза и спросить: "Ты пытался меня обидеть? Получилось! Ты рад?" Если ответит "Да", то можно прямо так ему и сказать, что он "Ты уже и так садист, потому что любишь мучать людей", и что "Я надеюсь, что когда-нибудь ты перейдешь грань и своими руками разрушишь свою жизнь". Потом гордо сесть на место и держать моральный удар. Будет очень тихо, и все будут ждать, а что же дальше. И сидеть так надо будет пока не заговорит учитель.
Рекомендую игнорировать, либо надоест, либо выйдет за грани, а как только это случится, можно и детскую комнату полиции подключать. Вообще большой вопрос к классному руководителю. Должна решать конфликтную ситуацию.
Бред! Что за сваливание проблемы на семью? Если мальчик, то - да, лучше учить давать сдачи! А если девочка, то может сдачи дать и старший брат и папа. А то иш.. молчите.. Щаз! Клин клином. Если невоспитанные родители не воспитывают своих детей, то пусть их воспитает инспектор пдн.
Полностью согласна. Моя дочь самая младшая в классе (11человек, все девочки). И её начали дразнить из-за оценок. В итоге она все время сидит за своей партой. Она от природы скрытная девочка, и о том, что её угнетает она не говорит. Но я не она! Завтра пойду в школу и поставлю на место это "чудо природы". Я ей так опущу самооценку, что никакой психолог не поможет. Мой ребенок и мухи не обидит. А ещё нанесу визит её мамаше, пусть дочурку уму научит. Не помогут слова - объясню подробнее. Но своего ребенка в обиду не дам.
Ужасно, когда начинают воздействовать физически.. и всё это происходит в школе. Интересно,что учителя в таком случае не считают нужным провести хотя бы беседу с родителями учеников?! И о какой социализации может идти речь?
Некорректная статья, явно написанная автором без психологического образования. Детская травля, буллинг – это проблема, которая не решается сама собой. Тактика невмешательства взрослых оставляет ребенка один на один с ситуацией социальной изоляции, это наносит серьезную психо-эмоциональную травму. Советы типа "посмотри на успешных людей", или "смейся, когда тебя унижают" только усугубят состояние ребенка. Травля прекращается только совместными усилиями педагогов и родителей, и опытные психологи об этом знают. Психологос.ру, удалите или скорректируйте статью, такой непрофессиональной информацией вы можете навредить или лишить кого-то реальной помощи.
Полностью согласна.
Прекратить травлю в начальной школе способен только учитель. Если учитель не реагирует, то только ответная грубость и хамство самого ребенка, да с драками! Способна помочь. Но если учитель не реагирует, надо идти к директору школы, пусть воздействует на учителя. Не может, комитет образования убедит в необходимости воздействия. Буллинг не допустим!
Нужно бороться за ребёнка, помогать ему выжить с такими одноклассниками невоспитанными. Ведь ребенок может устать от этого издевательства и что-нибудь сделать с собой. Поэтому вмешательство родных обязательно. И неисправимые дикие невоспитанные одноклассники должны быть наказаны вместе с их родителями. В Казахстане есть закон: за несовершеннолетних неуправляемых их родителей штрафуют. А с 14 лет дети уже могут попасть колонию. Знайте закон, и в этом сила. Берегите детей.