Боюсь отвечать на уроках, ребята будут смеяться

01 января 2010 г. в 15:46

Автор: Мария Подшивалова

Выпускница Университета практической психологии

Когда сын пошел в первый класс, мы столкнулись с таким страхом, как «страх совершить ошибку». Когда впервые возникла эта тема — «я боюсь отвечать на уроках, ребята будут смеяться» — я решила двигаться в двух направлениях, во-первых, показать сыну, что причин бояться-то и нет, во-вторых, выработать у него положительное отношение к ответам на уроках и к ошибкам. И у нас состоялся такой разговор:

— Когда вы играете на перемене и в группе продленного дня, вы смеетесь?

— Да, конечно

— Расскажи, в каких ситуациях вы смеетесь, когда играете?

— Бывает кто-то чего-нибудь забавное, смешное скажет, или плюхнится, или сделает что-нибудь не так, как надо?

— А было так, что это был ты?

— Ну, да, конечно, сколько раз! — улыбается

— И ты тоже смеялся в этой ситуации или ты переставал играть?

— Конечно, смеялся, играть интереснее, чем сидеть в стороне.

— И тебе не страшно, что над тобой в игре будут смеяться?

— Да, нет… (и тут он задумывается и с улыбкой смотрит на меня), — я понял, мам, на уроках так же, да?

— Значит, когда смеются не страшно, и ты уже на уроках будешь смелый-смелый мальчик.

— А вдруг я все же сделаю ошибку — это ведь нехорошо.

— Давай посмотри, что такое ошибка? Как ты думаешь? Можешь мне объяснить?

Сынишка задумался.

— Ошибка — это когда что-то не так сказал, неправильно.

— А почему может получиться ошибка? Подумай, не торопись.

— Потому, что я что-то забыл, ну или, торопился (улыбается) — он очень подвижный.

— Значит?… — делаю паузу, что бы он додумал свой вывод.

— Значит, нужно лучше учить и не торопиться! — радостно говорит сын.

— Молодец, а если, ты все же сделал ошибку, что нужно будет сделать? Вот вы пишите контрольную работу, учительница ее проверяет, исправляет ошибки. И на следующем уроке вы делаете работу…

— Работу над ошибками, — кивает он головой.

— А зачем?

— Что бы запомнить, как правильно решить пример в следующий раз.

— Молодец, значит, совершив ошибку, нужно понять, что ты сделал не так и исправить это. Правильно?

— Да. Это классно! Мне теперь совсем не страшно! Мам, ты волшебница!

После этого диалога, когда я видела, что у сына возникали какие-то трудности или он совершал ошибки, достаточно было напомнить ему и задать вопрос: «Что ты должен сделать сейчас, что бы в другой раз было по-другому?». А после обязательно хвалила его: «Ты молодец, ты справился» — и результат приходил с каждым разом быстрее. Сейчас ему 16 лет. И вопрос страха перед ошибками остался в прошлом. Сейчас он уже сам задает себе этот контрольный вопрос. И я уверенна, что это умение справляться со сложными ситуациями еще не раз пригодиться ему в жизни.

Многие социальные страхи возникают от непонимания, от незнания. От того, что однажды приобретенный отрицательный опыт не был объяснен и переведен в положительный.

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Как помочь ребенку в общении со сверстниками"
01 окт. 2022 г.
Ребенок не может обойтись без сверстников, но его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоуспешным. Конечно, самые первые уроки общения даются в семье, но этим нельзя ограничиваться. Иногда во взаимоотношения с другими детьми необходимо вмешиваться напрямую: ребенка нужно учить, как достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое воздействие на агрессивного сверстника. Неподготовленность наших детей к социальным коллизиям, впервые возникающим перед ними, очевидна.
4Подробнее →
Картинка к "О детях, которые боятся допустить ошибку"
01 окт. 2022 г.
Когда родители придают ошибкам маленького ребенка большое значение, то это приводит порой к губительным последствиям. Чарльз писал письмо с удовольствием, несмотря на ошибки и другие недостатки. Бабушке оно доставило бы радость. А теперь он возненавидел это письмо и те трудности, которые он из-за него терпит. Когда мать сосредоточила свое внимание на грамматических ошибках, она тем самым переключила внимание Чарльза с хорошего на плохое. Он стал бояться сделать ошибки. Этот страх настолько сковал его, что он наделал их еще больше. Потом он совершенно пал духом. И это хуже всего. Постоянно обращая внимание на ошибки, мы обескураживаем детей. Нельзя ничего достичь, опираясь на их слабость. Опираться нужно в первую очередь на сильные качества детей.
Картинка к "Оценочная зависимость, зависимость от оценок"
01 янв. 2006 г.
Нужно уметь оценивать оценки, обращая внимание на оценки-подсказки от разумных и компетентных людей и пропуская мимо себя оценки случайные, непродуманные оценки случайных людей.