Боюсь отвечать на уроках, ребята будут смеяться
Автор: Мария Подшивалова
Выпускница Университета практической психологии
По лекциям проф. Н.И. Козлова
Когда сын пошел в первый класс, мы столкнулись с таким страхом, как «страх совершить ошибку». Когда впервые возникла эта тема — «я боюсь отвечать на уроках, ребята будут смеяться» — я решила двигаться в двух направлениях, во-первых, показать сыну, что причин бояться-то и нет, во-вторых, выработать у него положительное отношение к ответам на уроках и к ошибкам. И у нас состоялся такой разговор:
— Когда вы играете на перемене и в группе продленного дня, вы смеетесь?
— Да, конечно
— Расскажи, в каких ситуациях вы смеетесь, когда играете?
— Бывает кто-то чего-нибудь забавное, смешное скажет, или плюхнится, или сделает что-нибудь не так, как надо?
— А было так, что это был ты?
— Ну, да, конечно, сколько раз! — улыбается
— И ты тоже смеялся в этой ситуации или ты переставал играть?
— Конечно, смеялся, играть интереснее, чем сидеть в стороне.
— И тебе не страшно, что над тобой в игре будут смеяться?
— Да, нет… (и тут он задумывается и с улыбкой смотрит на меня), — я понял, мам, на уроках так же, да?
— Значит, когда смеются не страшно, и ты уже на уроках будешь смелый-смелый мальчик.
— А вдруг я все же сделаю ошибку — это ведь нехорошо.
— Давай посмотри, что такое ошибка? Как ты думаешь? Можешь мне объяснить?
Сынишка задумался.
— Ошибка — это когда что-то не так сказал, неправильно.
— А почему может получиться ошибка? Подумай, не торопись.
— Потому, что я что-то забыл, ну или, торопился (улыбается) — он очень подвижный.
— Значит?… — делаю паузу, что бы он додумал свой вывод.
— Значит, нужно лучше учить и не торопиться! — радостно говорит сын.
— Молодец, а если, ты все же сделал ошибку, что нужно будет сделать? Вот вы пишите контрольную работу, учительница ее проверяет, исправляет ошибки. И на следующем уроке вы делаете работу…
— Работу над ошибками, — кивает он головой.
— А зачем?
— Что бы запомнить, как правильно решить пример в следующий раз.
— Молодец, значит, совершив ошибку, нужно понять, что ты сделал не так и исправить это. Правильно?
— Да. Это классно! Мне теперь совсем не страшно! Мам, ты волшебница!
После этого диалога, когда я видела, что у сына возникали какие-то трудности или он совершал ошибки, достаточно было напомнить ему и задать вопрос: «Что ты должен сделать сейчас, что бы в другой раз было по-другому?». А после обязательно хвалила его: «Ты молодец, ты справился» — и результат приходил с каждым разом быстрее. Сейчас ему 16 лет. И вопрос страха перед ошибками остался в прошлом. Сейчас он уже сам задает себе этот контрольный вопрос. И я уверенна, что это умение справляться со сложными ситуациями еще не раз пригодиться ему в жизни.
Многие социальные страхи возникают от непонимания, от незнания. От того, что однажды приобретенный отрицательный опыт не был объяснен и переведен в положительный.