Оценочная зависимость, зависимость от оценок
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovn
Нас постоянно оценивают. Оценивают наш внешний вид, наши манеры, наши высказывания и наши тексты, наши поступки и наши выборы — и далеко не все оценки нас радуют, далеко не все оценки нам нужны. Нужно уметь оценивать оценки, обращая внимание на оценки-подсказки от разумных и компетентных людей и пропуская мимо себя оценки случайные, непродуманные оценки случайных людей.
«Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца» — Александр Сергеевич Пушкин имел в виду эту ситуацию.
Глухота к оценкам окружающим — такая же ошибка, как и полное им подчинение. Человек, полностью игнорирующий оценки окружающих, то ли не способный, то ли не желающий их слышать — полностью автономен, но одновременно и изолирован от общества. Восхищенный взгляд мужчины радует привлекательную женщину, а неодобрительный взгляд отца заставляет задуматься ребенка: «Правильно ли я поступил?» — Оценки бывают нужными, радостными и полезными.
Уметь себя адекватно оценивать — важно. Интерес и внимательность к тому, как нас воспринимают и оценивают окружающие — замечательное качество, обязательная часть воспитанности. А вот оценочная зависимость (термин «оценочная зависимость» был сформулирован Владимиром Леви), зависимость человека от положительных или отрицательных оценок окружающих — большая неприятность. Если человек теряет авторскую позицию, стараясь угодить всем окружающим без разбора, его жизнь теряет разумную направленность, а сам человек легко может вестись на манипуляции или превратиться в невротика.
Действительно, как себя вести, если муж от тебя хочет одного, мама другого, а ребенок третьего, и все тебя оценивают? Жизнь в постоянной оглядке на других — жизнь неуютная.
Впрочем, оценочная зависимость иногда необходима. Для воспитательного процесса некоторый уровень оценочной зависимости ребенка от родителей и других старших есть благо. В руках разумного воспитателя оценочную зависимость можно использовать, чтобы сформировать у ребенка полезные для жизни установки, взгляды и привычки.
Если же вы взрослый человек (будьте внимательны, не все люди старше шестнадцати лет — взрослые люди!), вы уже можете полагаться на свой разум и ставить себе оценки самостоятельно. Или не ставить их вовсе, если в данной ситуации у вас другие планы. Взрослому и разумному человеку оценочная зависимость скорее вредна, плохо сказываясь на здоровье и лишая человека самостоятельности. Вместо оценочной зависимости взрослому человеку полезно развивать в себе внимательность к оценкам окружающих, чтобы их своевременно учитывать при необходимости, влиять на них или игнорировать их, когда они неактуальны.
Как уменьшать оценочную зависимость?
Есть два пути. Первый — собственно уменьшать зависимость от оценок. Здесь помогут упражнения «Нестандартный поступок» и в целом тема Отстройка от внешнего контроля. Второй — развивать в себе умение выбирать, на какие оценки реагировать стоит, а на какие нет. См. Развитие уверенности в себе