Обзывалки. И что?

10 апреля 2014 г. в 14:17

Автор: Наталья Коваленко

Выпускница Университета практической психологии

Недавно столкнулась с такой ситуацией. Я и мой сын Алешенька (6 лет) пришли в гости к моей сестре. Дома были: сестра и ее дочь Алиночка (11 лет). Дети весело и замечательно играли – они любят друг друга и очень дружные. Через полчаса подходит ко мне мой сын и тихонечко говорит:

– Мамочка, а когда мы пойдем домой?
– Сынок, мы только что пришли, я еще не пообщалась с мамой и сестренкой. А что ты хотел?
– Я не хочу больше здесь находится…
– Я поняла. Что произошло?
– Алина меня дразнит и обзывает. Я не хочу с ней общаться.
– Я все поняла. А давай поиграем с тобой в игру: ты меня будешь дразнить и обзывать.

Он на меня посмотрел удивленно. "Да, - продолжаю я, - попробуй обзываться на меня. Можешь сказать то, что тебе Алина сказала, можешь придумать что-то свое". Мой сын задумался, потом говорит: "Мама, ты тупая". Я говорю: "Угу. И что?"

Была пауза. Ребенок смотрит на меня удивленно и молчит. Я говорю:

– Что дальше, сын?
– Ничего…
– Давай еще дразни-обзывай. Придумывай обзывалки, обзывай меня, а еще лучше позови свою сестренку, давайте вместе играть в эту игру.

Мой сын позвал Алиночку, и они начали меня обзывать: "Да ты тупица!" - "Угу, и что?" Они смеются, им весело, и продолжают: "Ты на лошадь похожая!" "Угу, и что? Зато я красиво бегаю рысью!" - Потом я у них спрашиваю:

– Когда вы обзываете, что вы чувствуете?
– Смешно.
– А вам хочется меня обзывать, когда я говорю слово «и что?»?
– Не хочется.
– Замечательно. А давайте теперь я буду вас обзывать. А вам дарю этот волшебный вопрос «и что?».

И я начала их обзывать: «Ах, вы глупые дети!» – «И что?». Причем видно, что поза меняется на уровне тела. Когда дети мне отвечали «и что?», их поза становилась ровная, немного нагловатая, появлялся умный взгляд из подлобья. Появляется внутренняя сила, внутренняя уверенность в себе. Получается, когда говоришь «и что?» чувствуешь себя спокойно, уверенно, просто «Я не буду играть в ту игру, которую мне предлагают. Хочешь, чтобы я тебя в ответ обозвал? Не буду. Хочешь, чтобы я как-то отреагировал? Не буду».

Я их спросила:

– Когда вы отвечаете «и что?» что вы чувствуете?
– Становится так спокойно. Все равно: обозвали меня или нет.

​И мы поговорили с ними о том, что у детей есть замечательное развлечение: обзывалки и дразнилки. В этой игре детям особенно нравится, когда человека удается задеть, когда в ответ на обзывалку у него возникает обида, злость, ярость... Когда же реакция нулевая, дразнить этого человека становится неинтересно, и пропадает всяческое желание это делать. Если ребенок в ответ на свои обзывалки получает спокойный вопрос «и что?», то обзывать становится неинтересно. Важно только говорить это с улыбкой, и чтобы взгляд был доброжелательный: «Ты можешь что угодно говорить, а мне все равно. Я не хочу играть в эту игру».

Те люди, которых обозвали, и они сказали «и что?» чувствуют внутреннюю уверенность и спокойствие. Это как игра в теннес: кинули мячик, а у меня в руках ракетка, и я его запускаю обратно. Только разница в том, что мне его яростно кидают, а я просто отбиваю, и мячик летит туда, куда мне надо. Зачем его кидать в человека? Им надо попасть в корт, чтобы человек поменял место... Мы все это разобрали, и весело закончили игру. Проходит несколько дней, мой ребенок приходит из садика и говорит:

– Мама, меня сегодня Егор обозвал!

А лицо довольное! Я говорю:

– Расскажи поподробнее – интересно же!
– Мам, ко мне Егор подходит и говорит – «Ты дурак!» Я на него смотрю и говорю – и что? Егор развернулся и ушел, а я стал дальше с ребятами играть, и мне почему-то было смешно.
– То есть, после этого вопроса Егор перестал тебя дразнить.
– Да, после этого он ко мне больше не подходил.
– Я очень рада, что ты разрешил этот конфликт, все просто замечательно.

Через какое-то время возникла новая ситуация, уже не с сыном, а ребенком соседки. Соседка рассказала, что ее ребенок подрался, порвал в драке куртку и все из-за того, что его мальчик обзывал. Понятно, что в ответ он его обзывал тоже, все как у нормальных детей. Пошли мы к ее сыну.

– Ванечка - говорю я - обзывай меня.

Он стоит, хлопает глазами: – Теть Наташ, вы что?!

– Просто обзови меня.
– Я не буду.
– Ванечка, давай сейчас мы с тобой сыграем в игру. Я тебе даю разрешение меня обзывать, и даю тебе слово, что мне будет нормально.

Ваня ребенок воспитанный, со взрослыми всегда вежлив, ему было сложно. Он робко говорит: "Дура…" А я на это: "И что?" Сначала он не прочувствовал. Тогда подключилась его мама, и мы это все разыграли с ней. Она меня начинает обзывать, я стою спокойно и ей в глаза говорю: "И что?" Иногда к этой стандартной отбивке "И что?" я добавляла перевод в шутку:

– Ты уродина!
– И что? Я видела себя в зеркале: если уродины такие, то мир совершенен!

Мальчик послушал. Потом я ему говорю:

– Теперь я тебя буду обзывать, а ты будешь говорить «и что?»
– Давайте!

Мы начинаем играть, и потом я его спросила: «Что чувствуешь?» Он описал, что когда он говорит эти слова, то ему становится как-то спокойно.

– Вань, а какое желание возникает в тот момент, когда слышишь «и что?»
– Возникает желание развернуться и уйти. То есть, не возникает желания продолжать общаться.
– А если это применить тогда, когда кто-то на улице подошел и обозвал? Как ты думаешь, как она сработает?
– Думаю, что тот, кто обзывается развернется и уйдет.
– Тогда давай договоримся, что когда ты это используешь, то обязательно мне расскажешь.
– Хорошо!

Что было дальше? Через несколько дней Ваня мне уже рассказывал: к нему в школе подошел старшеклассник и сказал ему что-то грубое. Он ответил: «И что?» Старшеклассник остановился, посмотрел на него, а потом развернулся и ушел... Получается, что когда нападают и дразнят и получают в ответ эмоцию - обиду, раздражение и т. д. - это заводит - игра началась! Её интересно продолжать, дети в нее вовлекаются, эмоции начинают раскручиваться. А когда эта игру не поддерживают и пресекают спокойствием, то есть как бы говорят «Я в это играть не буду», то игра заканчивается, не успев начаться.


Комментарий от Н.И. Козлова: У мудрой Натальи Коваленко все всегда складывается разумно, а менее опытным родителям, прежде чем учить детей отбивке "И что?", полезно подумать о технике безопасности. Стоит заранее задуматься о том, чтобы королевское "И что?" у ребенка вдруг не начало звучать в ваш адрес, в ответ на вашу обоснованную критику и требования. "Ты уроки сделал?" - "Нет. И что?". Впрочем, в хороших семьях дети сами знают, от кого нужно защищаться, а кто - свои. "И что?" - это защита от нападения чужих, а родители - не чужие. Не всегда ребенок поймет это сам, иногда это нужно рассказать так же, как и мы рассказываем ребенку любые другие важные вещи, но с вашей помощью ребенок должен все-таки различать, чем отличаются разборки со сверстниками от отношений с родителями.


У статьи оказалось продолжение, смотри "Я не сделал уроки! И что?"

  • Автор Наталья Коваленко
  • Конфликты детей
  • Воспитание детей
  • Общение и влияние

Комментарии (5):

Гость, 12 апреля 2014 г. в 12:06
СУПЕР!!!!!! Очень полезную для себя информацию получила от Вас, спасибо большое.
Гость, 12 апреля 2014 г. в 19:48
Да, верно подмечено, насчет разъяснений...
1 ответ
я гость, 13 декабря 2015 г. в 19:18
Меня за такие слова испинали и разбили нос, меня обзывают толстухой вместе с силачами класса, меня все ненавидят и я уже пыталась вонзить в себя нож, но меня девочки остановили и сказали, что им некого будет обзывать.
Гость, 13 апреля 2014 г. в 15:28
Для такого качественного ресурса название статьи... "Чё?" - это не ваш уровень.
Тамара , 13 декабря 2015 г. в 19:13
А мне не помогло, если так скажешь, тебя в ответ испинают или нос разобьют.

Материалы по теме:

Картинка к "Как прекратить обзывалки"
29 нояб. 2020 г.
Сережу, ему 5,5 лет, в группе детского сада стали обзывать две девчонки. Он подходил к воспитательнице, она вздыхает и говорит: "Разбирайтесь сами!"...
2Подробнее →
Картинка к "Дразнилки: игра в аббревиатуры"
21 апр. 2014 г.
Мне пришла в голову мысль расшифровывать дразнилки как аббревиатуры. Очень важно это делать совместно с детьми: родители должны принимать активное участие. Тогда ребенку интересно, ребенок чувствует поддержку, ему весело, этот процесс их сближает, и чем больше придумано смешных вариантов, тем радостнее и веселее воспринимается эти слова. И когда ребенка начинают обзывать, то ему вспоминается не только расшифровка этого слова, но и образ - как это все происходило: она видит картинку, как смеялся вместе с родителями, и ему становится также смешно и абсолютно не обидно.
Картинка к "Если ребенка дразнят в школе"
01 янв. 2010 г.
«Дразнилки», обидные прозвища, постоянные насмешки травмируют ребенка, особенно если он от природы раним и застенчив.
Картинка к "Как научить ребенка постоять за себя"
01 окт. 2022 г.
Это один из самых животрепещущих вопросов. Волнует он и мам, и пап, но пап, наверное, всё-таки больше. - Жизнь жестока, - говорят мужчины. - В ней надо пробиваться с боем, а у нас растёт слюнтяй.
Картинка к "Как разрешать конфликты детей"
01 янв. 2010 г.
Доброжелательно обсуждаются и учитываются все мнения, без раздражения и обид. И постепенно у детей вырабатывается навык разрешения конфликтов мирным путем. Когда в обсуждении участвует несколько сторон, наиболее приемлемым считается предложение, которое устраивает всех участников. Как быть, если такое решение не находится? Обычно при таком способе решения проблем в участниках пробуждается творческий подход и готовность идти навстречу друг другу.
Картинка к "Растительные обзывалки. Игра"
01 окт. 2022 г.
В этой игре используется тот же принцип решения конфликта, что и в предыдущей («Ковёр мира»). Здесь поссорившиеся дети также получат право выразить свои эмоции с помощью интонаций и даже зайти немного дальше - обзывать друг друга.
Картинка к "Ребенок не умеет постоять за себя"
01 окт. 2022 г.
Читательница пишет: "Мой сын очень сообразительный, ласковый, активный малыш. Но очень боится агрессии"...
Картинка к "Шесть стратегий в ситуации, когда ребенка дразнят"
01 янв. 2010 г.
"Помогите! Мы с восьмилетним сыном недавно переехали в другой район. 12-летняя соседская девочка дразнит сына с первого дня. Сначала она пригласила его, а потом оставила одного. На этой неделе она все время звонит по телефону и смеется над его ростом; она обзывает его «песочным коржиком». На прошлой неделе она оставила ему гадкое сообщение по поводу его новой стрижки..."
Картинка к "Советы, как перестать быть изгоем в классе"
13 мая 2017 г.
Запрос о помощи: "Помогите, пожалуйста. Мне 11 лет. Зовут Полина. Учусь в 5 классе. С 1 класса до 5 - изгой. Что мне надо делать?"
Картинка к "Травля ребенка – клички и дразнилки"
01 янв. 2011 г.
Клички рождаются в детских группах. Когда дети играют вдвоем, они тоже могут обзываться, но делают это реже, чем в группе. А как только собирается детская компания, сразу начинаются клички. Почему?
Картинка к "Я не сделал уроки! И что?"
15 апр. 2014 г.
Я написала статью «Обзывалки. И что?», где рассказывала о своем опыте - удачном опыте! - использования моим ребенком фразы-отбивки "И что?" от обзывалок в общении со сверстникам. Николай Иванович Козлов сопроводил мою статью комментарием: «Менее опытным родителям, прежде чем учить детей отбивке "И что?", полезно подумать о технике безопасности. Стоит заранее задуматься о том, чтобы королевское "И что?" у ребенка вдруг не начало звучать в ваш адрес, в ответ на вашу обоснованную критику и требования. "Ты уроки сделал?" - "Нет. И что?". Впрочем, в хороших семьях дети сами знают, от кого нужно защищаться, а кто - свои. "И что?" - это защита от нападения чужих, а родители - не чужие. Не всегда ребенок поймет это сам, иногда это нужно рассказать так же, как и мы рассказываем ребенку любые другие важные вещи, но с вашей помощью ребенок должен все-таки различать, чем отличаются разборки со сверстниками от отношений с родителями».