Школьные сентябрьские деньки
Автор: Надежда Лад, учитель математики и физики
Ох, как им хочется снова в школу!
С каким нетерпением они, наши дети, ожидали начала учебного года, а августовские дни тянулись, как назло, необыкновенно долго!
Несколько раз на дню перекладывались учебники, перебирались ручки, тетради и другие письменные принадлежности, примерялась новенькая школьная форма.
С каким усердием записывалось в дневник расписание уроков, которое с удовольствием было несколько раз перепроверено.
А первого сентября они встают ни свет, ни заря и торжественно завтракают, тщательно причесываются перед зеркалом и без родительских поторапливаний выбегают из дома.
Первый урок проходит в полной тишине, на лету схватывается каждое слово учителя и с интересом выслушиваются выступления одноклассников.
Лес рук, максимум внимания, четкие аккуратные строчки и «высший пилотаж» выполнения домашнего задания.
Как же сохранить это воодушевление до конца учебного года?
Как сделать так, чтобы наших детей не настигло разочарование за долгие дни до следующих летних каникул?
Все очень просто: надо научить ребят полюбить учебный процесс. Да-да, именно научить!
Ведь придется уделять школьным предметам много времени, тратить много сил и энергии, а это, согласитесь, нелегкий труд.
И вот тут-то, сентябрь окажет неоценимую услугу для выработки мастерства легко и непринужденно преодолевать учебные нагрузки.
Отдых
Поскольку дети хорошо отдохнули, у них пока имеется предостаточно сил на важные дела. Значит, если и впредь уделять отдыху значительное внимание, то силы не иссякнут.
Вместо родительских напоминаний: «Не забудь сделать уроки», пусть звучит заботливое: «Не забудь отдохнуть». Удивлены?
Ничего нет плохого в том, чтобы школьники, включая старшеклассников, устраивали себе «тихий час». Дневной сон благотворно сказывается как на успеваемости, так и на здоровье учеников.
А посещение спортзала, хотя бы четыре раза в неделю по 40 минут – является обязательным условием бодрости духа.
И тогда меньше времени понадобится на выполнение домашнего задания и, как следствие, поход в школу не будет казаться обременительным.
После хорошего отдыха все успеется вовремя: и музыкальная школа, и факультатив по математике, и чтение книг, и домашние дела… Да мало ли других дел у подрастающего поколения?!
Но прежде, чем растрачивать силы, ими надо запастись.
Темп
Чтобы выполнение домашнего задания не затягивалось на продолжительное время, необходимо воспитать в ребенке чувство темпа.
Для начала включайте таймер на каждый предмет. Пусть этот процесс будет похож на игру, но именно эта «игра» не позволит расслабиться, отвлечься или размечтаться, и соревновательный момент «с самим собой наперегонки» очень дисциплинирует.
Пока таймер тикает, ученик с азартом вникает в учебный материал, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
Мало того, «домашка» становиться увлекательным занятием, а не тягостной обязаловкой. Отыгранные у таймера несколько минут могут быть использованы по своему усмотрению в качестве заслуженного поощрения за хорошую работу.
Выработав у ребенка способность максимально концентрироваться при выполнении одного предмета, можно усложнить задачу и включать таймер на выполнение всех упражнений по всем заданным предметам.
Время выполнения домашнего задания не должно превышать полчаса для младших школьников, и не должно быть более двух часов (по каждому предмету) для старшеклассников.
А если постепенно сокращать это время на одну минуточку, то скорость выполнения домашнего задания будет увеличиваться, а качество усвоения и/или закрепления знаний будет улучшаться.
Увлечения
Ни для кого не секрет, что ученики любят тот предмет, который ведет его любимый учитель. И, как правило, именно этим предметам уделяется повышенное внимание и интерес. Остальные предметы, по собственному предпочтению самого ученика, отодвигаются на второй план. Причем, ученики, считают это решение вполне оправданным и не видят ничего страшно в том, что они игнорируют какие-то предметы.
И пока еще ребята находятся в приподнятом настроении, обязательно надо переубедить их.
Иногда приходиться делать то, что совсем не хочется.
Например, никто не любит горькие таблетки и больные уколы, но понимание значимости данных действий и уважительное отношение к процессу выздоровления дает положительный результат.
Да, пусть ребенок выказывает предпочтение к какому-то отдельному предмету, но уважительное отношение ко всем наукам может сыграть немаловажную роль в будущем.
К тому же, кумиры наших детей вряд ли бы достигли «звездных» высот, если бы развивались только в одну сторону. Именно в совокупности - образованность и специфические увлечения творят судьбу человека.
Поощрения
Хвалить ребенка нужно за каждую, даже маленькую победу. Но если получена оценка ниже ожидаемой, то и в этом случае надо поддержать ребенка. Главное – не привить ученику «синдром отличника».
Подумайте вместе, как выправить ситуацию и восстановить успеваемость.
Добросердечные родители не ставят условий и не договариваются на материальное вознаграждение в случае окончания четверти на «отлично». Если ребенку нужен новый компьютер для учебы, то компьютер просто надо купить или объяснить, почему отказано в покупке оного. Никогда «недостаточная» успеваемость не может служить отказом, поскольку получается замкнутый круг: без «отличных» оценок не будет компьютера, а без компьютера не будет должных результатов. Таковы реалии современного образования и это надо понять и принять.
Наверное, Вы заметили, что летом наши дети получают гораздо меньше замечаний, нежели во время учебного года.
Сентябрь, так же, как и летние месяцы, по инерции свободен от жесткого контроля со стороны родителей и менее загружен со стороны учителей. Не скупитесь на похвалу, даже если поведение воспринимается как обыденное и должное.
Пусть сентябрьские школьные деньки станут трамплином успеха в нелегком ученическом труде.