Школьные перегрузки
Проблемой школьных перегрузок у Ð½Ð°Ñ Ð² Ñтране озабочены ÑÐµÐ¹Ñ‡Ð°Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ðµ - и медики, и педагоги, и родители. По данным иÑÑледований МиниÑтерÑтва Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð Ð¤, «рабочий день» обычного ÑтаршеклаÑÑника иногда доходит до 10-12 чаÑов.
ОÑобенно Ñто характерно Ð´Ð»Ñ Ñ‚ÐµÑ…, кто учитÑÑ Ð² школах повышенного уровнÑ. Даже у первоклашек в таких школах учебные занÑÑ‚Ð¸Ñ Ð´Ð»ÑÑ‚ÑÑ 6-7 чаÑов в день, да еще и дома приходитÑÑ Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚Ð°Ñ‚ÑŒ.
Ðто значит, что ÑущеÑтвующие нормативы учебных нагрузок практичеÑки не дейÑтвуют. Рведь некоторые дети, кроме общеобразовательной школы, поÑещают еще и многочиÑленные дополнительные занÑтиÑ!
Чем вызваны школьные перегрузки?
​​​​​​​​​​​​​​ХроничеÑÐºÐ°Ñ Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ³Ñ€ÑƒÐ·ÐºÐ° наших школьников вызвана не только физичеÑкой уÑталоÑтью и умÑтвенным переутомлением. ЕÑÑ‚ÑŒ и другие причины.
- ПоÑтоÑнные уÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ð½Ð¸Ñ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ñ€ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð¸ - и на обычном уроке, и при выполнении проверочных работ. Ðекоторые дети в Ñилу оÑобенноÑтей Ñвоего пÑихичеÑкого Ñклада не могут так работать. Ð ÑиÑтема проверки знаний Ð´Ð»Ñ Ð²Ñех одинакова.
- Ð’ начальной школе немаловажный иÑточник напрÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ - выÑокие Ñ‚Ñ€ÐµÐ±Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ðº ÑкороÑти Ñ‡Ñ‚ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ пиÑьма.
- СпециалиÑÑ‚Ñ‹ РоÑÑийÑкой академии Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ñ‚Ð¼ÐµÑ‡Ð°ÑŽÑ‚, что общее количеÑтво учебных чаÑов в неделю Ð´Ð»Ñ ÑƒÑ‡Ð°Ñ‰Ð¸Ñ…ÑÑ Ð½Ð°Ñ‡Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð¹ школы в поÑледние годы не изменилоÑÑŒ. Ðо при Ñтом количеÑтво чаÑов, отведенных на изучение математики и руÑÑкого Ñзыка, ÑократилоÑÑŒ. Ðто значит, что нынешнему первоклашке - третьеклашке приходитÑÑ Ð¾Ñваивать тот же объем материала в гораздо более Ñжатые Ñроки.
- Многие дети вÑÑŽ Ñвою школьную жизнь проводÑÑ‚ в ÑоÑтоÑнии хроничеÑкой неуÑпешноÑти. Ðто ÑвÑзано Ñ Ð½Ð°ÑˆÐµÐ¹ ÑиÑтемой Ð¾Ñ†ÐµÐ½Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ð¹, а нередко - Ñ Ð·Ð°Ð²Ñ‹ÑˆÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ ожиданиÑми и требованиÑми родителей.
- ОÑобенноÑти наших учебных программ, в чаÑтноÑти большое количеÑтво теоретичеÑкого материала в них. По данным одного иÑÑледованиÑ, до 70 процентов информации, заложенной в наших учебниках, беÑполезна, она не будет уÑвоена. Так, в одном параграфе учебника иÑтории РоÑÑии XIX века можно вÑтретить до двух деÑÑтков различных фамилий.
Как определить, что ребенок перегружен?
Конечно, во многом ÑпоÑобноÑÑ‚ÑŒ ребенка переноÑить физичеÑкие и умÑтвенные нагрузки определÑетÑÑ ÐµÐ³Ð¾ индивидуальными оÑобенноÑÑ‚Ñми. Ðто и ÑоÑтоÑние здоровьÑ, и Ñила нервной ÑиÑтемы, и ÑвойÑтва личноÑти. И Ñимптомы перегрузок у наших детей могут быть разными. Ðа что нужно обратить внимание?
- Ðа выраженные Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² поведении ребенка. С увеличением нагрузок он может Ñтать более беÑпокойным, раздражительным, плакÑивым. БыÑтрее утомлÑетÑÑ Ð¿Ñ€Ð¸ шуме, духоте, Ñрком Ñвете. Ðа уроке может ложитьÑÑ Ð½Ð° парту или ходить по клаÑÑу, Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ñ€Ð°Ð½ÑŒÑˆÐµ за ним Ñтого не наблюдалоÑÑŒ. Могут нарушитьÑÑ ÐºÐ¾Ð½Ñ‚Ð°ÐºÑ‚Ñ‹ Ñо взроÑлыми и ÑверÑтниками.
- Ðа Ð½Ð°Ñ€ÑƒÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ñна (Ñон поверхноÑтный, чуткий, беÑпокойный или, напротив, чрезмерно глубокий, «мертвый»; проблемы Ñ Ð·Ð°Ñыпанием).
- ПоÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð¿Ð¾ÑтоÑнные, в том чиÑле и необоÑнованные жалобы на головные боли, боли в животе и Ñ‚.д., выÑÐºÐ°Ð·Ñ‹Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Â«Ð²Ñе надоело, уÑтал» и Ñ‚.п.
- Может значительно ухудшитьÑÑ Ð¿Ð¾Ñ‡ÐµÑ€Ðº, поÑвитьÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ¾Ðµ количеÑтво иÑправлений, глупых ошибок и Ñ‚. д.
- У некоторых «младшеклаÑÑников» переутомление может маÑкироватьÑÑ. Родители видÑÑ‚ веÑелого, бодрого ребенка поÑле многих чаÑов работы в школе, занÑтий в Ñекции и домашних заданий. Ðа Ñамом деле такое поведение - ÑледÑтвие нервного перевозбуждениÑ.
- Крайние проÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñо Ñтороны нервной ÑиÑтемы - такие нарушениÑ, как Ñнурез, тики или заиканиÑ, или уÑиление подобных нарушений, еÑли они наблюдалиÑÑŒ у ребенка раньше.
Как Ñделать нагрузку разумной?
СледÑтвие перегрузок - не только ухудшение физичеÑкого Ð·Ð´Ð¾Ñ€Ð¾Ð²ÑŒÑ Ð¸ ÑоÑтоÑÐ½Ð¸Ñ Ð½ÐµÑ€Ð²Ð½Ð¾Ð¹ ÑиÑтемы. Ðто еще и Ð¿Ð¾Ñ‚ÐµÑ€Ñ Ð¸Ð½Ñ‚ÐµÑ€ÐµÑа к учебе, к прежним увлечениÑм и Ñнижение Ñамооценки («не ÑправлÑÑŽÑÑŒ - значит, неÑпоÑобный»).
Первое, что нужно Ñделать, - пройти обÑледование и ÐºÑƒÑ€Ñ Ð»ÐµÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ. У педиатра или детÑкого невропатолога - решаетÑÑ Ð² каждом конкретном Ñлучае.
Второе - определить оптимальный конкретно Ð´Ð»Ñ Ð²Ð°ÑˆÐµÐ³Ð¾ ребенка режим днÑ. УчеÑÑ‚ÑŒ нужно оÑобенноÑти биоритмов, уровень работоÑпоÑобноÑти в разное Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ñуток и другие моменты. ПонадобÑÑ‚ÑÑ Ñ€ÐµÐºÐ¾Ð¼ÐµÐ½Ð´Ð°Ñ†Ð¸Ð¸ и медиков и пÑихологов.
Ð’Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ð½Ðµ в том, чтобы вовÑе уÑтранить нагрузки из жизни ребенка, а в том, чтобы Ñделать их оптимальными. Тут очень ÑущеÑтвенна Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñ†Ð¸Ñ Ñ€Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÐµÐ¹. Ведь перегрузки - удел в первую очередь тех, кто учитÑÑ Ð² школах повышенного уровнÑ. ПоÑтарайтеÑÑŒ Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‰ÑŒÑŽ ÑпециалиÑта (детÑкого пÑихолога) адекватно оценить уровень ÑпоÑобноÑтей ребенка, учеÑÑ‚ÑŒ его интереÑÑ‹. Тогда нагрузки Ñтанут поÑильными, и ваш школьник Ñможет реализовать Ñвой природный потенциал.
Важно обратить внимание и на такой момент. Ðаши возможноÑти механичеÑкого Ð·Ð°Ð¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑƒÑ‡ÐµÐ±Ð½Ð¾Ð³Ð¾ материала ограниченны. Рведь именно заучиваниÑ, пуÑкай и не доÑловного, требует изучение так называемых «текÑтовых» предметов (иÑториÑ, Ð³ÐµÐ¾Ð³Ñ€Ð°Ñ„Ð¸Ñ Ð¸ др.). Ð’ то Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ ÐºÐ°Ðº ÑпоÑобноÑти ребенка к ÑамоÑтоÑтельному познанию оÑтаютÑÑ Ð½ÐµÐ²Ð¾Ñтребованными.
Выход - в овладении методами активной переработки информации, иÑÑледовательÑкими ÑпоÑобами познаниÑ. Ð’ школах многих Ñтран больше чаÑов отводитÑÑ Ð½Ð° практичеÑкое оÑвоение ребенком окружающего мира, чем на изучение теоретичеÑкого материала.
БольшинÑтво ÑтаршеклаÑÑников уже имеют какие-то ÑпецифичеÑкие учебные интереÑÑ‹. Ðто ÑвÑзано Ñ Ð¸Ñ… планами на будущее, будь то учеба или работа. Вполне еÑтеÑтвенно не ждать от них блиÑтательных уÑпехов во вÑех разделах школьной программы. Возможно, что ваш ÑтаршеклаÑÑник не Ñпешит Ñ Ð²Ñ‹Ð±Ð¾Ñ€Ð¾Ð¼. Попробуйте вмеÑте Ñ Ð½Ð¸Ð¼ выделить из огромного объема учебных предметов наиболее перÑпективные именно Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾.
И еще. Ð’ наших Ñилах Ñделать так, чтобы от школьной оценки меньше завиÑело и наше отношение к личноÑти ребенка, и уровень его ÑамоуважениÑ. Ðто и будет лучшей профилактикой школьных перегрузок. См. Как правильно критиковать ребенка