Школьный стресс
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
— Когда я стала учиться читать, моя жизнь полностью переменилась. Прежде мы с мамой играли в разные игры и много дурачились. Она говорила, что очень любит меня. Вечерами она обычно читала мне сказки. До чего же мне это нравилось! После того как я пошла в подготовительный класс, она сказала, что теперь у меня нет времени на развлечения и что я должна делать уроки. Отныне мне самой надо было читать книги, но у меня ничего не получалось. Тогда мама сказала мне, что я глупая — даже мой пятилетний братишка, и тот уже начал читать. И это правда.
К Рождеству почти весь класс умел читать. Нас осталось только двое — тех, кто не научился читать. Мама дулась на меня и говорила, что ее постигло разочарование. Я же оттого, что не могла читать, считала себя никчемной. Как только доходило до чтения вслух краска бросалась мне в лицо, меня всю обдавало жаром, и я принималась что-то лепетать.
Ужасно, когда вам день-деньской толдычат, что читать умеют все, — невелика премудрость, всего-то и надо капельку воли. Они, казалось, полагали, будто я тут же начну читать. Мне твердили, что во мне нет ни на йоту смелости, что я недостаточно занимаюсь, что я, видно, и впрямь идиотка. Школа стала для меня сущим наказанием. Я не отваживалась и словом с кем-нибудь перекинуться, а на переменах из страха перед насмешками забивалась в угол. Вечерами тоже приходилось тяжко: мама ведь нервничала из-за моего домашнего задания. Она надавала мне много оплеух, тогда как раньше никогда не била меня. Но хуже мне было тогда, когда я увидела ее плачущей. Тут я не выдержала, бросила учебники, и мне захотелось исчезнуть. Я даже подумала, что без меня она будет счастливей. Ненавижу школу, ненавижу себя за то, что копчу белый свет. Почему я такая бездарь, доктор? (Эта жалоба — фрагмент из статьи Жизель Жорж «Детский стресс и его причины»)
Уважаемые читатели, на примере этого рассказа вы уже поняли, что такое школьный стресс. Или — не поняли? Я, если всерьез, пока не понял ничего. Я увидел двух девочек, одну школьного возраста, другую ее маму, которые умеют злиться, дуться и не умеют справлять с трудностями — с совершенно бытовыми, заурядными трудностями, называя все это стрессом...
Дочка не умеет читать — мама могла бы ее научить. Но маме лень, мама не приучена спокойно и с поддержкой дочку учить, а поругаться на дочку проще. Дочка в ответ знает, что в такой ситуации нужно сделать несчастные плечики, изобразить глупую (это совсем не сложно) и упрямо не думать, а лучше расплакаться, тогда мама отстанет, больше приставать не будет и может быть даже пожалеет.
Как можно понять из этого рассказа, в этой семье нет папы, который мог бы приучить не хныкать, бегать бодро, делать что сказано и не изображать из себя самую несчастную. Да, папы нет. Ничего фатального в этом тоже нет, многие женщины любого возраста и без мужчин умеют жить бодро и прекрасно: беда в том, что эти две женщины, мама и дочка, конкретно заигрались в игру «Несчастная жертва» и, похоже, планируют это делать ближайшую жизнь.
Сейчас у дочки школьный стресс, переживают оба, потом у дочки подростковый кризис, это вообще ужасно, и так далее.
Уважаемые читатели, вы разделяете такую позицию беспомощности?
Если мама и дочь хотят ситуацию поправить и готовы что-то делать (это, кстати, не очевидно: жаловаться проще, чем начать что-то делать реально), конечно, ситуацию можно поправить.
Маме и дочке — разогнуться, поправить плечики, улыбнуться и сказать друг другу что-то доброе. Конечно, обняться.
Мама говорит дочке: «Дочка, я не буду на тебя ругаться, я обещаю не ругаться на тебя, а ты пообещай мне меня слушаться: я забочусь о тебе и приучаю тебя к полезным в жизни вещам. Мы с тобой вместе будем учиться, как учиться в школе».
Дочка говорит маме: «Мама, я тебя люблю. Спасибо, чтобы обещаешь на меня не ругаться, и я буду учиться тебя слушаться. Пожалуйста, когда я вдруг тебя не буду слушаться, ты не сразу ругайся, а вначале предупреди, что я тебя не слушаюсь и что тебе не хочется на меня ругаться. Я понимаю, что я пока не научилась еще учиться в школе, мне нужно догонять моих сверстников, но вместе с тобой мы справимся. Я умная и сильная, а ты моя замечательная мама. У нас тобой — получится!»
Одни жалуются на школьный стресс. Другие — ищут возможности, пути и средства. С кем вы, уважаемые читатели?
Кто весел, тот смеется,
Кто хочет — тот добьется,
Кто ищет — тот всегда найдет!