Истинная причина конфликта

01 октября 2022 г. в 21:31
Фильм «Экипаж»

Истинная причина конфликта — не лежащая на поверхности, обычно не видимая участникам настоящая причина конфликта.

Обсуждая разногласия, важно, чтобы обе стороны постарались возможно более ясно сформулировать, что их не устраивает, что их беспокоит, сердит и так далее вызывает негативные эмоции и протест. Обычно это приходится уточнять, с первого раза мало кто четко может причину своего недовольства зафиксировать. Лучше всего — записать

При этом нужно учесть, что истинные причины конфликта, как правило, на поверхности не видны. То, что обсуждается между участниками конфликта и видится ими как причина — чаще только повод, только прикрытие чего-то более глубинного.

Например, разберитесь: из-за чего мы с тобой соримся? Поговорили, вроде бы разобрались — нет, не из-за мамы, и не то что вечером не помогаешь. Главное — его раздражают ее звонки и постоянный треп по телефону. А она вроде как без этого не может... Хорошо, уже какая-то ясность есть. Только, если покопать поглубже, дело в самих звонках? Если покопать поглубже, причина не звонки, а — может быть, ревность?

Что оказывается чаще всего истинной причиной конфликта?

Главная беда в том, что люди эти причины плохо осознают и чаще всего не озвучивают. Они начинают бодаться из-за каких-то второстепенных вещей, вам предъявляют какие-то претензии, вы чувствуете, что претензии-то смехотворные, а истинную причину не называют.

Примеры, как важно определить истинную причину конфликта

Ревность

Муж возвращается домой в 3 часа ночи. Жена в истерике бьется: «Тут звонят тебе какие-то придурки полночи, спать не дают, у нас маленький ребенок». «Ну, ты бы спросила, может что-то срочное, может что-то решать надо…» «У нас не офис. Пусть звонят тебе в офис». Он завелся: «Как так? Я тебя всем обеспечиваю, ты не работаешь. Что, трудно нормально ответить по телефону и мне сказать?» Она: «Ах, вот как!? Тогда я завтра забираю ребенка и уезжаю к маме». Он: что делать с этими звонками?

Мудрые женщины, какая причина настоящая? Скорее всего ревность. Но она не озвучила, что она его ревнует. О чем шел разговор? — Можно звонить в 3 часа ночи или нельзя. И вот они спорили еще полночи. Чем отличается женская психология от мужской? «Разобраться надо! Кто звонил, по какому вопросу. А ты, женщина, подожди, до тебя очередь дойдет».

Возвращаемся к звонкам в 3 часа ночи. Причина истинная: звонки или ревность? Есть истинные причины, а люди выставляют ширму и пугала. Почему люди стесняются сказать истинную причину? Показать свою слабость: что она от него зависит, она его ревнует. Еще что читаем здесь? Стесняется. Третьи думают: да он же сам догадаться должен, что же я ему это озвучивать должна? Наша задача выяснить — почему из-за звонков? Что там глубже-то есть. А глубже — ревность.

Еще ревность

Двое ребят, не разлей вода, совместные бизнес. Появилась хорошенькая секретарша. У одного ничего не вышло, а у второго — очень даже все хорошо. И он уже с ней отдыхает ближе к вечеру. Вспомнил: звонки надо сделать, важные клиенты. Звонит: «Коль, надо этим позвонить». «Да без проблем — бери и звони!» «Да ты чего, это серьезно!» «И я тебе серьезно! У меня свой фронт работ». «Подожди, мы же с тобой друзья, компаньоны, я ж тебя сколько раз выручал!?» «А я тебя сколько раз выручал!?» И трубку… Он ко мне, говорит: «Приятель-то совсем… Возомнил о себе, что он звезда. Надо его построить, на место поставить». Я говорю: «Успокойся. Какая причина конфликта?» «Да из-за звонков переругались!» Я говорю: «Стоп! И это все?» «Ревнует, наверное…» Что делать? Он пришел и сказал: «Я знаю, что истинная причина — ревность. Девчонка тебе понравилась. Но мы-то с тобой войну в Абхазии прошли, мы бизнес с нуля поднимали, и мы из-за женщины будем сориться? Ну хочешь — я с ней вообще расстанусь. Для тебя я это сделаю…» Хотя у него в мыслях такого не было, очень понравилась ему девочка. «Но ради тебя сделаю». Тот говорит: «Да ладно, я тебя и не ревную, просто вчера в таком настроении был, а так все нормально». А если бы разбирались — звонить-не звонить? Развалился бы бизнес. Вывод — ищи причину.

Амбиции

Я работал в министерстве науки, мы с моим другом поднимаемся, а навстречу спускается живая легенда. Сорок лет уже отработал в министерстве дед, начальник управления. Я успел поздороваться, приятель — нет. Через полчаса бежит к деду. Еще через полчаса возвращается с документом (там подпись нужно было поставить) — документ весь перечеркнут красным. Я говорю: «что случилось?» О: «дед с ума сошел! Маразматик! Так себя вел! Не ожидал от него. Дал мне задачу: пойди туда, не знаю куда, сделай то, не знаю что». Вы думаете документ неправильный? Какая же причина? Амбиции, неоправданные ожидания. «Ты, мальчишка! Ты меня не уважаешь!» Мог он сказать, когда парень вошел к нему? «Вот за то, что ты меня не уважаешь, я тебе сейчас устрою!» В министерстве нельзя. Он отыгрался на документе. Что бы парню нужно было бы сделать, чтобы как-то ситуацию изменить? Профилактику провести. «Вы меня простите, дурака, я ничего против вас не держу, я просто хотел извиниться, что с вами не поздоровался». Может быть и пронесло с документом. Он этих дурацких документов в своей жизни видел-перевидел, ну еще один дурацкий документ. Ширма — документ, истинная причина — амбиции, неоправданные ожидания. Ты знаешь, что ты ним не поздоровался, а он человек с амбициями. И когда ты идешь к нему в кабинет с бумагами, ты извинись, что ты с ним не поздоровался.

Файлы:
  • Конфликт
  • Коммуникативные конфликтогены

Комментарии (1):

Сергей, 05 апреля 2013 г. в 22:58
Работаю инженером в ЗАО ГСС, г. Комсомольск-на-Амуре. Проблемы на работе в связи с повышением окладов - обстановка напряженная, постоянные конфликты каждого с каждым, за редким исключением. Только сейчас понял в чем причина благодаря этой статье... Как же все просто, когда понимаешь причины! Спасибо!

Материалы по теме:

01 янв. 2010 г.
Как конфликт перевести в переговоры
Если конфликт порождается разногласиями, столкновением точек зрения, то конфликт следует переводить в цивилизованные переговоры. Если есть посредник, который может вам помочь — это лучшее решение. Собственно, основные подсказки в этой статье — именно посреднику, как спокойному и мудрому человеку.
26 мар. 2015 г.
Конфликтогены — занозы нашего общения
Конфликтогены — это мини-провокации, чаще ненамеренные, неосознанные.
01 окт. 2022 г.
Конфликты, их причины и способы разрешения
Конфликт — взаимные враждебные действия. Мягче — враждебное отношение.
01 окт. 2022 г.
Претензия
Претензия - недовольство с требованием. Адресное недовольство по конкретному поводу с требованием нечто исправить или возместить.