Деятельность

31 декабря 1999 г., 21:00

Деятельность - осмысленные и целесообразные действия, производящие нечто значимое для самого человека или других людей. Это целесообразное, осмысленное, серьезное и многосоставное дело, в отличие от развлечений и интересов, рефлексов и элементарных операций.

Если человек идет по пустыне и потеет от жары, это не деятельность, это рефлекторное действие. Но если этот человек - актер, снимающийся в рекламе дезодоранта, и в данной сцене он должен вспотеть, потому что так написано в сценарии, потение становится для него вполне осмысленным действием и потому превращается в деятельность.

Целесообразность деятельности - это вопрос о том, двигаетесь ли вы к цели или нет. «Есть ли смысл?» - это вопрос о том, сколько (много или не очень много) ценного (нужного, требуемого) вы получите. Целесообразность относится к целям, смысл - к ценностям. Если поведение - осмысленные и целесообразные действия, за которые человек отвечает как их автор, то деятельность - поведение, которое производит что-то социально значимое. В том, что делает человек, может быть смысла и мало, и много. От бессмысленных дел стоит переходить к целесообразному (бессмысленное - житейский смысл (целесообразность) - осмысленное (служащее ценному) - миссия (во имя высокой ценности)), следить за осмысленностью и восходить к миссии.

Трое рабочих везут тачки, до верху нагруженные камнями. Вопрос: "Что ты делаешь?" Первый ответил: "Не видишь, что ли? Вожу эти проклятые камни, горбачусь!" (Не знаю, зачем. Потому что сказали. Бессмысленная деятельность). Второй сказал: "Деньги зарабатываю" (Знаю, зачем - себе ради денег. Есть целесообразность, житейский смысл). Строю храм (Знаю, во имя чего, ради какой высокой ценности: миссия).

Виды деятельности различаются на основе того, где (в рамках чего) происходит и что конкретно производит та или иная деятельность. Ребенок играет - говорят о игровой деятельности, человек занят предпринимательством - говорят о предпринимательской деятельности, крыса ищет выход из лабиринта - говорят о поисковой деятельности.

Кроме того, по форме осуществления различают внутреннюю и внешнюю деятельность, совместную, предметную и так далее. Каковы временные рамки деятельности? Если речь идет о деятельности отдельного человека, то от трех минут до времени взрослой жизни. Дело менее трех минут уже за дело не считают, а в старости обычно дела меняются на подведение итогов и воспоминания.

Деятельность побуждается мотивами (желаниями и потребностями как их представительством в сознании), стимулами и мотиваторами. Смотри Мотивация

Деятельность побуждается мотивами, но простраивается постановкой цели, планом, тактикой и стратегией.

Деятельность можно разделить на этапы. В качестве этапов можно выделить процесс вовлечения в деятельность, процесс целеполагания, процесс проектирования действий, процесс осуществления действий, процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями (самоконтроль). Число и содержание этапов, которые разные исследователи выделяют в деятельности, определяется исключительно задачами и целями исследователя. Модели деятельности в этом случае строятся из соображений удобства, полезности и достаточности.

Исследования деятельности

Психологией деятельности активно занимались А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн. Смотри Деятельностный подход в психологии

Участники Московского логического кружка и Московского методологического кружка разработали системо-мыслительную деятельность методологию (СМД-методологию) - категориальный аппарат для исследований, организации и управления системами мышления и деятельности.

Человек формируется в деятельности

"Деятельность формирует человека лучше, чем любое другое средство. Если торговый представитель будет регулярно выезжать на территорию с целью поиска новых клиентов, то "поневоле" он станет инициативным и научится легко вступать в контакт. Или уйдет. А если бухгалтер регулярно вносит проводки в базу данных, то, хочет он того или нет, - станет пунктуальным. А еще требовательным: ведь если кто-то из сотрудников не предоставил вовремя первичные документы, у него потом возникнут большие проблемы. Знаете, как в кратчайший срок снять страх перед противоположным полом? Пойдите на улицу и знакомьтесь-знакомьтесь-знакомьтесь. Честно, азартно, без халявы! После пары дней вы сможете вступить в контакт с кем угодно и когда угодно. Испробовано много раз на самых разных людях" - пишет Михаил Рыбаков в книге "Как навести порядок в своем бизнесе​".

Чему сегодня планируете обучиться? Что конкретно будете делать?

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Действие"
31 дек. 2005 г.
Действие – изменения в человеке или в мире вокруг него, источником или причиной которых был сам человек. 
0Подробнее →
Картинка к "Мотивация"
01 янв. 2006 г.
Мотивация - направленное воздействие на внутренние чувства человека, приводящее к формированию намерения.
Картинка к "Поведение и деятельность"
01 окт. 2022 г.
Если поведение - осмысленные и целесообразные действия, за которые человек отвечает как их автор, то деятельность - поведение, которое производит что-то социально значимое, создает что-то значимое для людей.
Картинка к "Стратегия, тактика, технология, модель, методы и приемы"
01 окт. 2022 г.
В качестве науки стратегия дает знания стратегического поведения в тех или иных ситуациях. Но реализация знаний требует наличия стратега (полководца, политического деятеля, бизнесмена) обладающего помимо знаний о стратегии личностыми качествами стратега. Невозможно стать стратегом просто прочитав книжки о стратегии и нельзя заниматься стратегией академично. Стратегия относится к области практической деятельности и проявляется только в практической деятельности. Поэтому о стратегии говорят как об искусстве, в котором стратегия, как знание, является в роли инструмента, а стратег в роли творца. Личность и искусство стратега являются важными, а порой - главными элементами стратегии.
Картинка к "Теория деятельности. Деятельностный подход в психологии"
01 янв. 2001 г.
Принцип единства сознания и деятельности фиксирует тот факт, что сознание (или шире – психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой, так и результатом деятельности. Психика и сознание формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание - это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается.