Стратегия, тактика, технология, модель, методы и приемы
Стратегия
Стратегия (греч. στρατηγία, «искусство полководца») - общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.
Эффективность стратегии
Наука или искусство?
В качестве науки стратегия дает знания стратегического поведения в тех или иных ситуациях. Но реализация знаний требует наличия стратега (полководца, политического деятеля, бизнесмена) обладающего помимо знаний о стратегии личностыми качествами стратега. Невозможно стать стратегом просто прочитав книжки о стратегии и нельзя заниматься стратегией академично. Стратегия относится к области практической деятельности и проявляется только в практической деятельности. Поэтому о стратегии говорят как об искусстве, в котором стратегия, как знание, является в роли инструмента, а стратег в роли творца. Личность и искусство стратега являются важными, а порой - главными элементами стратегии.
Воля и гибкость
Лучшие стратегии во влиянии - это обычно сочетание пути воли (прямолинейности) и гибкости, сочетание заставления и мотивирования. Смотри Путь воли и самосовершенствование
Личностные особенности
Влияя на окружающих, в случае затруднений мужчины предпочитают прямое силовое воздействие, используют свою волю и разум: им проще сказать все открыто, прямо, четко и разумно, а если не понял - надавить. Женщины, влияя на окружающих, чаще используют скрытые и непрямые средства влияния, тяготеют к теплому и мягкому решению вопросов.
Технология - это модели, методы и приемы, дающие нужный результат.
Как правило, для решения больших (трудных, сложных) задач вначале определяется стратегия и тактика, а внутри тактики (после нее) решается вопрос о конкретных технологиях: моделях, методах и приемах.
Стратегии и тактики в большей степени определяют направление, методы и приемы - способы, технологию.
Метод
Метод - система действий, пригодных для решения определенного класса задач.
Методы бывают общие и частные, в зависимости от широты применимости.
Методично - системно, последовательно. Противоположность этому - хаотично, разрозненно, случайным образом.
Методы воспитания - способы воздействия, в рамках той или иной тактики системно меняющие поведение (ребенка).
Например, обучение и приучение - методы воспитания.
Приемы воспитания - более дробная, более мелкая единица технологий воспитания, это конкретный способ или форма реализации того или иного метода. Часть приемов жество привязаны к определенным методам, другие приемы могут применяться внутри разных методов.
Модель
Модель - аналог изучаемого процесса, объекта или явления, отображающий его основные функции и характеристики.
Модель - схема описания какого-либо явления, воспроизводящая, имитирующая строение и действие моделируемого объекта.
Модель - это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе познания (созерцания, анализа и синтеза) замещает объект-оригинал, сохраняя только некоторые важные его свойства.
Другими словами, модель - это объект или явление, в достаточной степени повторяющий свойства моделируемого объекта или явления (прототипа), существенные для целей конкретного моделирования, и опускающий несущественные свойства, в которых он может отличаться от прототипа.
Научная модель
Модель в науке - любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления ("оригинала" данной модели). Математическая модель - формализованное математическое описание какого-либо физического явления. Модель системы аксиом в математике и логике - любая совокупность абстрактных объектов, свойства которых и отношения между которыми удовлетворяют данным аксиомам, служащим тем самым совместным (неявным) определением такой совокупности. Полигональная модель в компьютерной графике.
Модель в лингвистике - абстрактное понятие эталона или образца какой-либо системы (фонологической, грамматической и т. п.), представление самых общих характеристик какого-либо языкового явления; общая схема описания системы языка или какой-либо его подсистемы.