Мышление

01 января 2006 г. в 16:43

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Мышление нередко определяют как способность к решению новых, экстренно возникающих задач в ситуациях, где прежние, уже известные решения не срабатывают. Творческое и конструктивное, развитое мышление действительно способно справляться с такими задачами, но это не значит, что если кто-то не нашел творческого решения в новой для него ситуации, у него мышление отсутствовало. В своих простейших формах мышление, как процесс, это всего лишь переработка информации в потоке течения мыслей, образов и ощущений.

Само по себе большим достоинством это не является: мыслят все и всегда, включая пауков и ворон, а переработка информации может быть и пустым, и деструктивным процессом. И инсайт, и бред — все это проявления процесса мышления.

Мышление животных и культура

Мышление может происходить в самых разных формах, разном стиле и с разным качеством: оно может быть разной степени связности, логичности и целесообразности, быть бредом и образцом великой мудрости, эффективным и пустым.

Мышление — очень личностное явление, и его видов можно выделить столько же, сколько типов характера и других личностных особенностей: мышление ленивое и бодрое, импульсивное и рассудительное, некритичное и критичное, позитивное и негативное, прямолинейное и гибкое, мышление процессника и мышление результатника, дикое и цивилизованное, мужское и женское.

Когда описывается «просто мышление», как правило, подразумевается мышление мужское. Мужчина чаще готов рассмотреть происходящее объективно, у женщины все пропитано чувствами и субъективностью. Мужчина чаще опирается на логику, женщина — на интуицию, чувства и ощущения.

Мышление — это просто течение мыслей, картинок и смыслов. Вялотекующее мышление просто занимает голову интеллектуальным барахлом, грамотное мышление дает видение и понимание, как что-то соотносится с другим, как что-то принадлежит другому. Если человек в процессе мышления делает специальную работу анализа — частное и общее, причина и следствие, процесс — результат — его мышление становится осмысленным. Такое мышление нацелено на понимание сути проблемы и поиск решения, которое может работать в ряде аналогичных ситуаций. Такое мышление приветствуется в науке, в повседневной же жизни нередко более эффективным оказывается другой тип мышления: сообразительность. Сообразительность — тип мышления, когда без глубокого анализа человек ищет самые простые, а главное быстрые решения, которые любым образом ту или иную задачу решают. Сообразительный студент заучит, а не будет затруднять себя действительным пониманием, спишет или заговорит преподавателя, и потратит на экзамен меньше времени, нежели его более серьезно настроенный на учебу сокурсник. Сообразительный человек не всегда честен, не всегда дальновиден, но он ситуативно эффективен, и его ходы и увертки иногда выручают его лучше, чем глубокое мышление честного и прямого человека рядом с ним.

Мышление — один из инструментов у думающего человека, который решает жизненные задачи. Конечный или промежуточный продукт мышления — образ действия или, в свернутом виде, мысль. Насколько та или иная мысль ценна, является ли она чем-то нужным или это только барахло, захламляющее голову — вопрос уже другой. В личной и деловой жизни оказывается не так важен конкретный тип мышления — словесный или образный, как способность человека к мышлению и привычка человека мышлением пользоваться. Развитое мышление — мышление продуктивное и адекватное, и такое мышление вырабатывается только у тех людей, которые думать приучены. Такое развитое мышление — уже не просто психическая функция, это важнейшее качество личности, в должной мере развитое не у всех и в этом смысле — для некоторых людей не характерное.

Мышление происходит на разных уровнях. На поверхности — произвольные мысли, осознаваемые и контролируемые. Ниже, внутри нас — автоматические мысли, навязанные стереотипы мышления. И в глубине — базовые схемы и когнитивные убеждения, живущие в нас, как правило, бессознательно. См.

Не всякое мышление — благо. Иногда оно может в жизни мешать, поскольку в некоторых случаях действия на уровне рефлексов и привычек оказываются более успешными, нежели после долгого или неудачного обдумывания... Голова может мешать, если она кривая, мысли могут отвлекать и сбивать, если они пустые или негативные. И что делать? Смотри, как избавляться от назойливых мыслей и шире — Управление мышлением.

Развитие мышления

Мышление можно развивать, увеличивая его скорость, осмысленность, глубину и свободу. Мышление можно делать более конкретным, позитивным и рабочим. Обучение мышлению — одна из главных задач обучения. Даже животных сейчас учат мыслить. А сколько времени посвятили вы развитию собственного мышления? См.

Думают ли животные? Большинство тех, у кого живут домашние питомцы, в этом абсолютно уверены.

Анализ и связи понятия Мышление

Мышление и ум, Мыслить и думать, Мышление и восприятие, Мышление и эмоциональность, Мышление и язык, Мышление и проговаривание во внутренней речи. См.

​Мышление может быть нарушено. См.

Файлы:
  • Мышление
  • Автор Н.И. Козлов
  • +
  • Психология

Комментарии (7):

Гость, 28 октября 2013 г. в 22:37
Мышление определяет уровень жизни.
Гость, 12 марта 2014 г. в 16:21
Где можно что-то почитать по динамическому (!) глубинному чтению? Обычно везде просто динамическое.
1 ответ
Н.И. Козлов, 12 марта 2014 г. в 16:53
Я этому учу только вживую, в рамках Университета практической психологии. Возможно, когда нибудь мои ученики эту методику оформят в виде книг и пособий.
Андрей, 07 декабря 2015 г. в 23:48
Подскажите пожалуйста книги по философии мышления (книги, которые по Вашему мнению можно считать научно обоснованными и педагогически удачными).
1 ответ
Н.И. Козлов, 08 декабря 2015 г. в 06:27
Андрей, вопрос не вполне понятен. Попробуйте сформулировать еще раз, вам нужны книги под решение каких задач?
Гость, 18 мая 2016 г. в 18:27
А где ссылки? Гений.
Гость, 16 сентября 2019 г. в 18:53

Мне кажется, что в статье сообразительность приравнена к хитрости, а это разные понятия. "Сообразительность - интеллектуальное свойство личности, проявляющееся как быстрота мыслительной деятельности, гибкость и точность ума, оригинальность мыслей. Это способность человека быстро и ясно понимать, просчитывать, нередко догадываться о чем-то. Сообразительность есть проявление дивергентного мышления как мышления поляризованного, разнохарактерного, альтернативного. В сообразительности проявляется критичность мышления. И она невозможна без высокой готовности памяти. Сообразительные люди, как правило, хорошо учатся или, по крайней мере живут «здравым смыслом» и хорошо разбираются в бытовых проблемах. Это высоко ценимое качество для выживания человека, разрешения проблемных ситуаций". "Хитрость – это умение использовать различные методики и приемы, которыми обладает личность, чтобы достигнуть своих целей". А как известно - цель оправдывает средства.

Материалы по теме:

15 сент. 2018 г.
Как развивать научное мышление у малышей
Однажды математик (не учитель, а настоящий ученый!) начал вести домашний математический кружок. С детьми 3-5 лет он не зубрил таблицу умножения и счет от 1 до 9 и обратно, а занимался развитием научного мышления.
15 сент. 2018 г.
Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников (А.К. Звонкин)
Автор этой книги – профессиональный математик – рассказывает о своём опыте занятий математикой с дошкольниками.
20 февр. 2020 г.
Как развивать ум и мышление ребенка?
Игры, специально направленные на развитие мышления, оказываются полезными не только детям, но и взрослым.
01 окт. 2022 г.
Анализ и связи понятия Мышление
Анализ и связи понятия мышление.
01 окт. 2022 г.
Мышление - научная теория
«Наше познание объективной действительности начинается с ощущения и восприятия. Ощущение является источником, и притом единственным источником, нашего познания действительности. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению.
01 окт. 2022 г.
Нарушение мышления при психических заболеваниях
Ускорение мышления («скачка идей») Условно за единицу времени образуется больше ассоциаций, чем в норме и при этом страдает их качество. Быстро сменяющие друг друга образы, представления, суждения, умозаключения крайне поверхностны. Обилие лёгкости новых ассоциаций, спонтанно возникающих от любого раздражителя, отражается в речевой продукции, которая может напоминать т.н. пулеметную речь.
01 янв. 2010 г.
Разум, мышление и речь животных
Думают ли животные? Обладают ли животные сознанием... Большинство тех, у кого живут домашние животные, абсолютно убеждены, что: "Да!" Они это конкретно видят, и никакие кабинетные "учёные" не переубедят их в обратном.
01 окт. 2022 г.
Развитие мышления
Мышление можно развивать, увеличивая его скорость, осмысленность, глубину и свободу. Мышление можно делать более конкретным, позитивным и рабочим.
01 окт. 2022 г.
Словарь когнитивной сферы
Бездумно - не включая собственную голову, живя чужим умом, привычками или реагируя импульсивно. Голова - синоним разума: то, чем человек помнит, думает и решает. Включить голову - начать пользоваться умом, а не жить чувствами. Включить голову - еще не означает думать. Люди с включенным умом чаще пользуются прошлыми решениями, привычными конструкциями ума, специально не обдумывая настоящую ситуацию.
31 дек. 2009 г.
Уровни мышления
Мышление происходит на разных уровнях. На поверхности - произвольные мысли, осознаваемые и контролируемые. Ниже, внутри нас - автоматические мысли, навязанные стереотипы мышления. И в глубине - базовые схемы и когнитивные убеждения, живующие в нас как правило бессознательно.
01 янв. 2006 г.
Виды мышления
Мышление — переработка информации в процессе течения мыслей, образов и ощущений.