Мышление - научная теория
Мышление - познавательный процесс.
«Наше познание объективной действительности начинается с ощущения и восприятия. Ощущение является источником, и притом единственным источником, нашего познания действительности. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению.
Ощущения и восприятия отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий — сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые непосредственно чувственно не данные абстрактные свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность.
Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях» (С.Л.Рубинштейн, Основы общей психологии, с. 283).
В патопсихологии и нейропсихологии мышление относят к одной из ВПФ. Оно рассматривается как деятельность имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.
Типология мышления
В различных концепциях и отраслях психологии мышление встречается в различных словосочетаниях:
- Наглядно-действенное мышление
- Наглядно-образное мышление
- Понятийное мышление (словесно-логическое)
- Интуитивное мышление
- Теоретическое мышление
- Групповое мышление
- Визуальное мышление
- Количественное мышление
- Абстрактное мышление
- Конкретное мышление
- Речевое мышление
- Эмоциональное мышление
- Логическое мышление
- Алгоритмическое мышление
- Альтернативное мышление
- Практическое мышление
История изучения мышления в психологии
В начале двадцатого столетия в центр своих интересов поставила мышление Вюрцбургская школа психологии (О. Кюльпе и др.), работы представителей которой были основаны на феноменологии Гуссерля и отвержении ассоцианизма. В экспериментах данной школы мышление изучалось методами систематической интроспекции с целью разложения процесса на основные этапы.
Основные этапы мышления
Используя данные самонаблюдения известных ученых (таких, как Г. Гельмгольц и А. Пуанкаре), были разграничены четыре "стадии творческого мышления": подготовка, созревание, вдохновение и проверка истинности. В настоящее время существует много разных классификаций последовательности акта мышления.