Сознание
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Сознание как процесс — энергия (сила), освещающая внутренний мир человека и делающая управление психическими процессами явным и контролируемым. Это энергия, несущая во внутренний мир человека свет, силу и контроль, дающая возможность замечать внутреннее: телесные ощущения, внутренние импульсы и желания, течение образов и мыслей, — а на этой основе возможность управлять собой и своей деятельностью.
Осознанное — освещенное светом сознания. Осознанное движение руки — движение руки, которое мы отслеживаем в деталях, не импульсивное, а управляемое движение. Осознанное возражение — не то, которое вылетело случайно, незамеченное, а то, на которое мы посмотрели, как-то оценили и которое, как возражение, допустили. Неосознанное — то, что в человеке или с человеком происходит само собой, естественно, безотчетно: без сознательного контроля и не требующее дополнительных сознательных усилий.
Сознание как результат, или сознание в широком смысле слова — это внутренний мир человека, но не замкнутый, а открытый внешним воздействиям. Сознание — доступная для внутреннего видения, понимания и управления область психического (внутреннего мира). Подсознание — менее доступная область. Бессознательное — область его внутреннего мира, в силу тех или иных причин недоступная для внутреннего видения, понимания и осознавания. См.→
Сознание в узком смысле (в типологии жизненных миров) — это орган внутреннего выбора, инструмент ориентировки человека в ценностях сложного внутреннего мира (Сложный внутренний мир — понятие из Типологии жизненных миров (Ф.Е.Василюк)). От сознания (в узком смысле) следует отличать психику — орган, инструмент ориентировки в трудном внешнем мире, и волю — то, что организует жизнь творческого человека в сложном внутреннем и трудном внешнем мире. См.→
Жизнь сознания, его элементы и состояния
Жизнь сознания имеет три особенности: 1) жизнь здорового сознания течет без скачков и перерывов, у нас нет нескольких раздробленных сознаний; 2) наше ясное сознание узко, в один момент времени мы можем созерцать только один предмет; 3) сознание может произвольно выбирать направление своего внимания. См.→
Элементы сознания — ощущения, чувствования и представления.
Поле сознания — содержание индивидуального сознания в определенный момент, в соответствии с актуальными побудителями его активности. В связи с этим говорят о полевом поведении, при котором важную роль играет ориентация индивидуума на ситуативно значимые объекты, отличающиеся от ориентации на цель деятельности. Это видимое внутренним взором пространство жизненного мира. В поле сознания может двигаться внимание (луч или круг внимания). Та область, которая в принципе доступна для внимания по всей траектории его возможного движения, и есть область сознательного. То, куда внимание не может быть обращено, не достает — подсознательное и бессознательное.
Центр сознания — точка зрения, которая дает ценностную окраску вещам, событиям и явлениям, определяют восприятие и переживание реальности. Центр Удовольствия, Пользы, Бедности, Изобилия…
У сознания могут быть разные состояния. Состояния — не части сознания, а его характеристики. Сознание само не может менять состояния, хотя используется в этой работе.
Расстройства сознания
В клиническое практике различают две основные формы расстройства сознания: выключение и помрачение сознания. Когда снижается энергия сознания, притушается его свет, говорится о постепенном выключении сознания. Оглушение, сопор и кома — три возрастающие ступени выключения сознания. А вот помрачение сознания — это переход активного сознания в искаженные формы жизни, где на смену адеквату приходят галлюцинации и бред. Мягкая форма помрачения сознания называется делирий, более серьезный вариант — онейроид, внезапная наплыв (и уход) помрачения называется сумеречным расстройством, тяжелая спутанность сознания называется аменцией.
Формирование сознания
Сознание формируется извне, через усвоение человеком общественной практики, которая благодаря психической деятельности трансформируется в сознательное, субъективно-идеальное. Психическое развитие детей, живущих в условиях строгой изоляции или в среде животных, не достигает уровня сознания.
Комментарии (2):
Ученые, изучающие сознание, обречены на неудачу https://ari.org.ru/chto-takoe-soznanie/