Подсознание
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Подсознание — это имеющие смысл и логику психические структуры и процессы, не ясные сознанию, не видные сознанию, не контролируемые сознанием. В подсознании происходят и разумная ориентировка, и формирование намерений, и принятие решений, но от меня это скрыто, мне это неподконтрольно и я обнаруживаю только результаты. Однако, если я в себе покопаюсь, я могу понять: «Наверное, подсознательно я хотел…»
Когда наши эмоции — действия, а не автоматические реакции, мы выбираем как отреагировать — подсознательно. Явного, сознательного выбора нет, но под сознанием несколько прикидок происходит: «Рассмеяться? Нахмуриться? Поинтересоваться, с чего это он?»
Многие психологи полагают, что на 90% наше поведение, привычки, образ жизни обусловлены подсознательными реакциями и убеждениями. И только на 10% — сознанием. Это не совсем так: люди разные. Если человек живет как овощ, в режиме человека-организма, с неразвитым разумом и привыкший управлять случайными эмоциями и импульсами, то соотношение может быть и 99% против 1%. Если перед нами человек с высокой культурой и самоконтролем, привыкший отвечать не только за свои действия, но и за свои мысли и за свое настроение, то соотношение вполне может быть уже в пользу сознания.
Как правило, чем более ясное сознание, тем лучше думается. Однако продумывание — это больше, чем осознанность и осознавание. Это внимательный взгляд на ситуацию, который решает ту или иную задачу. Синоним — Продуктивное мышление. Кроме того, при некотором навыке можно запускать способность думать (решать жизненные задачи) в подсознательном режиме, а именно дать себе задачку например на ночь, чтобы возвращаться к поиску ее решения без контроля дневного сознания. Иногда это дает неожиданные, творческие решения.
К подсознательному мы относим также наши автоматические реакции и рефлексы, но рефлексы и автоматизмы не физиологические, а имеющие психологическую природу. Подсознание — это не физиология, а физиология — не подсознание. Подсознание — это область человеческой психики, отвечающая за безусловные рефлексы, а также за хранение и обработку поступающей информации.
Нашим дыханием и пищеварением занимается не подсознание. Дыхание у нас обеспечивается легкими и дыхательным центром, пищевание — желудком и пищеварительным центром, и все это может работать без всякого вмешательства подсознания. Может ли, тем не менее, подсознание вмешиваться в эти и другие физиологические процессы? Да, конечно, может, и те люди, которым важно управлять собой, это обязательно используют.
Влияя на подсознание, можно достаточно эффективно влиять на человеческое поведение. По сути, это манипуляции, и как любая манипуляция, когда-то это дело полезное, когда-то — малопривлекательное. Приятнее писать о позитивных манипуляциях.
Например, тренер по легкой атлетике хочет научить спортсмена правильно «брать барьер». Для этого он должен сделать так, чтобы тот сильнее напрягал мышцы той ноги, которая идет первой. Как этого добиться, ведь в пылу бега сознание просто не успеет это сделать? Тренер дал спортсмену рекомендацию — на каждом барьере стараться коснуться пальцами руки носка шиповки. В результате спортсмен сбросил с результата целую секунду: это реальный случай в беге на 400 м с барьером.
Была-ли здесь манипуляция? Манипуляции сознанием — нет, так как и спортсмен, и тренер знали, зачем это надо делать. Манипуляция подсознанием — да, так как они оба «обманули» подсознание, сыграв на рефлексе напрягать нужные мышцы для того, чтобы дотронуться до носка.
Отсюда следует, что манипуляции нужны там, где наше сознание не успевает за подсознанием. Или там, где оно не может им управлять по другим причинам. Что, впрочем, встречается на каждом шагу.
Смит, Спенс и Клей (Smith, G.J.W., Spence, D.P., and Klein, G.S. Subliminal effects of verbal stimuli, Jour. Abn. & Soc. Psychol., 1959, 59, 167-176) проецировали на экран неподвижное, лишенное выражения изображение лица человека и просили испытуемых отметить, как меняется выражение лица на портрете. Затем время от времени на экран проецировалось слово «сердитый», причем время предъявления было настолько коротким, что испытуемые не сознавали, что видели слово. Тем не менее они были склонны считать, что лицо становится более сердитым. Когда на экран точно так же проецировалось слово «счастливый», участники были склонны считать, что лицо становится более радостным. Таким образом, на них оказывали влияние стимулы, регистрируемые на подсознательном уровне, стимулы, которые не сознавались и не могли быть осознаны человеком.