Человек-организм
Взаимодействуя с внешним миром, человек иногда ведет себя как организм, иногда проявляет себя как личность.
Основная разница этих двух способов бытия — в том, что для человека-личности естественно жить с помощью разума и воли, думая и принимая решения. Это не значит, что у человека-организма нет разума и воли: разум и воля у него есть, но он пользуется ими не часто, разуму предпочитая впечатления и привычные предубеждения, а воле — внутренние чувства и эмоции.
Собственно, разум человеку нужен не всегда: чтобы съесть и переварить готовую пищу, достаточно самых простых рефлексов и здоровой работы пищеварительной системы.
В сравнении с личностью, организм — это более простой способ существования, как по функциям, так и по используемому инструментарию. Что касается функций, то основная задача организма — поддерживать свою жизнедеятельность, то есть в первую очередь потреблять необходимое и освобождать себя от уже не нужных продуктов жизнедеятельности. Дополнительные задачи — безопасность (выживание) и комфорт (получение приятных переживаний и избегание боли и других неприятностей).
Попросту — беречь себя, кушать и наслаждаться жизнью. Задачи свободы, развития и созидания организму внутренне не понятны. Он живет собою: тогда зачем это лично ему?
Жизнь человека, как организма, определяется привычками и обстоятельствами, внешними и внутренними, а именно потребностями, чувствами и состояниями (заметьте: в этом списке убеждений и ценностей нет, эти категории за пределами жизни человека-организма). Взаимодействие с внешней средой определяется тем, что внешняя среда всегда сильнее человека-организма, его задача выживать. Внешняя среда задает организму рамки, человек-организм к внешней среде приспосабливается, адаптируется.
Конечно, по мелочи что-то менять во внешней среде возможно, а преобразовывать мир, строить и воплощать большие планы, менять что-то крупному — нет. «Хочешь насмешить Бога — расскажи ему о своих планах». Такой человек знает, что судьба сильнее человека, его идеология: «Мир большой, а я маленький». Возможно, в связи с этим человек-организм обычно только реагирует. Такие большие задачи, как проактивность, ему не свойственны. Ставя себе только маленькие задачи, люди-организмы — чаще Собиратели, они не производят, а всегда ищут уже готовое. «Где живет мой принц?» «Когда придет ко мне любовь?» «Как мне найти мое предназначение?»
В рамках, заданных внешней средой, жизнь человека-организма определяется силами и энергиями, которые его напрягают и двигают. Есть внутри энергия — он движется. Нет энергии — лежит на диване. Что же тут поделаешь? Не человек управляет собой, им управляют его желания и его потребности. Желания и потребности организма — вот кто хозяйничает во внутреннем мире человека, ставя его перед фактом.
Как писал А. Маслоу: «Что происходит с желаниями человека, когда у него вдоволь хлеба, когда он сыт, когда его желудок не требует пищи? А происходит вот что — у человека тут же обнаруживаются другие (более высокие) потребности, и уже эти потребности овладевают его сознанием, занимая место физического голода. Стоит ему удовлетворить эти потребности, их место тут же занимают новые (еще более высокие) потребности, и так далее до бесконечности. Потребности могут узурпировать право на организацию поведения, подчинив своей воле все возможности организма».↑.
Человек как организм — не свободен, им управляют его потребности, как сотрудниками управляет совет директоров компании. Что вы будете делать, если вы трудитесь под шефом? Сообразительные люди стараются быть в курсе жизни шефа, иметь с ним контакт и знать, что ему надо, чтобы следовать его властным распоряжениям. Психологически сообразительные люди внимательны к своей внутренней жизни, внимательны к своим чувствам, эмоциям и потребностям: с ними нужно иметь контакт, их нужно осознавать, чтобы им следовать и использовать их энергию. Человек-организм знает: «Все ответы о моей жизни — внутри меня», он всегда прислушивается к себе, чтобы верно уловить внутренние напряжения и направленность внутренних энергий.
С кем жить, чем заниматься, куда двигаться — ответы на все эти вопросы у такого человека внутри его: нужно только быть к себе внимательным и ловить внутренние ощущения. Там, где направленность движения дает внутреннюю энергию и дает радость — там высшая правда. Тело — не врет.
Процесс здоровой жизнедеятельности человека-организма чаще всего напоминает круг, повторяясь день за днем и раз за разом. Этот круг может быть описан по разному: как цикл контакта (одно из основных понятий в гештальт-терапии), как круг гармонии, а когда-то как «кручусь как белка в колесе на одном месте». В режиме избытка энергии и в здоровом окружении человек-организм развивается как человек-Цветок, в менее благоприятных обстоятельствах превращаясь в Пассажира-по-жизни, а то и просто Груз.
Нормальный организм занят преимущественно собой, с другими он сталкивается, оказываясь в отношениях потребления, выделения и слияния — разлипания. Если человеку-организму предлагается позаботиться о ком-то другом, он напрягается от этого внедрения внешнего чужого в его внутреннее и для поиска ответа всегда обращается внутрь себя: а это моя потребность, мне это нужно? Внешнее для него — всегда интроект, хотя иногда и оправданный.
Если же человек-организм невнимателен к себе, теряет контакт со своими чувствами и потребностями — у него начинаются проблемы. Аналогично, попытки внутреннего контроля и навязанные внешние цели, не отвечающих его внутренним потребностям приводят его к убеганию от себя и, как следствие — лишают его жизнь энергии.
Видение человека сквозь метафору «организм с потребностями» более всего характерно для гештальт-терапии. В системной терапии аналог понятия человек-организм — «малодифференцированное Я».
Организм и Жертва
Организм — это реальность. Организму нужно есть, и необходимость поесть еще не делает человека организмом и жертвой. Жертва тот, кто видит себя только организмом, хотя на самом деле возможность для него быть личностью — есть.
Комментарии (3):
Плохой ведущий... девчонке помощь нужна и спокойная проработка её недоверия, а он ничего «мудрее» не придумал, как орать принародно долбить её за боль, с которой девушка эта живёт. Ну конечно, это самый правильный способ вызвать в человеке доверие к людям вообще и к мужчинам в частности.