Человек, как его видит гештальт-терапия

01 октября 2022 г. в 21:24

Человек - это в первую очередь организм, живущий в среде и движимый естественными потребностями.

Разговор о человека как об "организме" для Фрица Перлза - скорее метафора, но эта метафора пронизывает все тексты гештальт-терапевтов. Организм, среда, потребности поглощения и выделения, целостный цикл контакта - это нормально и это все. Все остальное - нарушения, в ликвидации которых должна помочь гештальт-терапия. Возможны ли другие взгляды на человека? См.

  • Настоящий двигатель жизни - не голова, не разум, а желания, чувства и энергия потребностей.

Во время консультации одна из главных задач гештальт-терапевта - найти энергию клиента, найти то, на что клиент откликается живо, эмоционально. Разговоры о целях для гештальт-терапевта только тогда чего-то стоят, если за ними стоит энергия личных желаний, если человек сам лично хочет то, о чем говорит. "Надо" - обычно пустышка и скорее желание чужое. Надеяться на волю, на возможность добиться чего-либо на волевом усилии - благоглупость. См.

  • Личность (организм) стремится скорее к гомеостазу, нежели к развитию.

Для гештальт-терапии оптимальный путь развития личности видится в наиболее полном раскрытии личностного ядра и проявлении во всех формах осуществляемой человеком активности, когда периферический и индивидный уровни функционируют в гармонии с определяющим сущность личности ядром и обеспечивают достижение внутреннего тождества человека с самим собой. См.

  • Каждый человек, как организм, живет своей жизнью и заботится в первую очередь о себе.

Если вы заботитесь о себе, это у гештальт-терапевт вызовет понимание. Если вы заботитесь о ком-то еще, это у гештальт-терапевта вызовет вопрос: "Зачем вам это надо? Какая потребность у вас за этим стоит? Зачем это нужно вам?" Пока вы заботу о других не сведете к удовлетворению собственных потребностей, вы будете вызывать у гештальт-терапевтов обеспокоенность и тревогу, вызывать подозрения в нарушенном цикле контакта. См.

  • Человек живет в окружении среды, которую или завоевывает он, или она подавляет его.

Из книги Ф.Перлза "Практика гештальт-терапии". "Почему начавшееся в направлении вовне, к среде действие не продолжает развиваться в том же направлении? Потому что человек встретился с препятствием, которое в тот момент было для него непреодолимым. Среда – по больше части другие люди – оказалась враждебной его усилиям, направленным на удовлетворение потребности. Люди фрустрировали его намерения и наказывали его. В таком нервном состоянии ребенок – а как правило это происходит в детстве – не мог не проиграть. Чтобы избежать боли и опасности, связанных с новыми попытками, он сдался. Среда, будучи сильнее, побеждает и навязывает свои желания вопреки его желаниям.

Вместе с тем, как не раз было показано в последние годы, наказание не устраняет потребность в поведении, которое наказывается; ребенок научается лишь сдерживать соответствующие реакции. Импульс или желание остаются такими же сильными, как раньше, и, не будучи удовлетворенными, постоянно организуют двигательный аппарат, – позу, рисунок мышечного тонуса, начинающиеся движения, – в направлении открытого выражения. Но поскольку последнее грозит наказанием, организм начинает вести себя по отношению к импульсу так же, как вела себя среда, – то есть подавлять его. Таким образом энергия разделяется. Часть ее по-прежнему стремится к первоначальной и никогда не достигаемой цели; другая часть ретрофлексируется, чтобы держать эту стремящуюся наружу часть под контролем. Сдерживание достигается напряжением мышц, антагонистичных тем, которые вовлекаются в наказуемое действие. На этой стадии две части человека направлены диаметрально противоположно друг к другу и сходятся в «клинче». То, что первоначально было конфликтом организма и среды, превратилось во «внутренний конфликт» между одной частью личности и другой ее частью – между одним поведением и другим, противоположным".

  • Целостность личности как организма: взаимосвязь тела, ума и эмоций (переживаний).

Человек - существо целостное, ум, чувства и тело работают как единая взаимосвязанная система.

Файлы:
  • Гештальт-терапия
  • Человек-организм

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 янв. 2012 г.
Человек-организм
Взаимодействуя с внешним миром, человек иногда ведет себя как организм, иногда проявляет себя как личность.
01 окт. 2022 г.
Динамическая концепция личности в гештальт-терапии
Представьте себе Змея-Горыныча. Как известно из сказки у этого персонажа три головы - и эти три головы есть у него постоянно, пока он в добром здравии. Попробуйте представить себе жизнь Змея-I с этими тремя головами - Вы наверняка фантазировали в детстве. Когда кто-либо будил 3-Г в сказке, то обычно просыпалась вначале одна голова - наверное самая тревожная или сензитивная и вступала в переговоры. Или, определив что этот Иван Царевич весьма опасен, будила другую - более зубастую голову, или третью - более рациональную. В переговорах три головы тоже ведут себя по-разному: например они могут обращаться только к И-Ц или еще говорить между собой, или не понравилось что-либо одной голове, а она толкает другую, чтобы та отвечала и так далее.
01 окт. 2022 г.
Динамический цикл контакта в гештальт-терапии
Очень трудно написать текст об очевидных вещах таким образом, чтобы его могли воспринять люди, предпочитающие изъясняться на научном психологическом и психотерапевтическом языке и люди, предпочитающие живой и образный житейский язык. В моей статье о динамической концепции личности удалось обойти эту трудность за счет использования образа трехголового дракона. Попробую использовать такой прием и в этой статье...
01 окт. 2022 г.
Движущие силы поведения в гештальт-терапии
Настоящий двигатель жизни - не голова, не разум, а желания, чувства и энергия потребностей.
01 окт. 2022 г.
Представление человека в психологической литературе
В советское время представление человека в психологической литературе было во многом идеализировано.