Направленность роста и развития личности
Есть направленность личности, а есть направленность роста и развития личности: это разные вещи.
Предположим, сейчас ребенок всей душой устремлен к компьютерным играм и другим развлечениям - это актуальная направленность его личности. Но направленность его личностного роста все равно идет к взрослению, и через несколько лет одни увлечения уступят место другим. Направленность личностного роста - направление развития человека в соответствии с его природными задатками. Впрочем, всегда трудно отличить, что в развитии человека от его биологической природы, а что формируется в результате социальных влияний, и, видимо, в большинстве случаев корректнее говорить не узко о направленности личностного роста, а шире: о направленности личностного роста и развития. Вопросов здесь много: направление роста и развития личности - всегда одно и тоже, либо это могут быть разные направления? У роста и развития личности есть только направление, либо есть и вершины развития (например, Просветление)? Если вдруг вершины есть, сколько их?
Развивать себя можно в разные стороны. Это может быть развитие:
- в сторону смирения и поклонения перед Господом для спасения души,
- в сторону гармонизации (в силу разных причин - например, для получения покоя) - смотри Гармонически развитая личность,
- в сторону выработки всех необходимых навыков для выполнения тех или других поставленных задач (например, для успеха в бизнеса, или служению Отечеству), - смотри Иерархически развитая личность
- в сторону максимального развития своих возможностей способностей. - Последнее и называется собственно самоактуализацией.
При всем разнообразии направлений развития своей личности людей волнует вопрос о главном направлении, и, возможно, вершине развития личности. Чему главному должно быть подчинены все разнообразные развития?
Б. С. Братусь: "Укажем лишь на одну проблему. Это проблема нормы, нормального развития человека. Критерием определения нормы стал психический, порой психофизиологический уровень развития, характер самого функционирования психики, ее адаптивность, приспособленность к миру, степень широты и качества удовлетворения потребностей и т.п. Образно говоря, стало главным, не куда человек стремится идти, а правильна ли и хороша ли его походка; не о чем он думает, куда направляет свои мысли, а эффективно ли работают его мыслительные процессы; не о чем он памятует, а какое количество единиц информации обрабатывает и запоминает. Разумеется, и это надо еще раз повторить, — нельзя сколь-нибудь принижать значимость этого функционирования, значимость аппарата психики, открытых учеными законов развития памяти, восприятия, мышления, эмоций и т.д. Но если это ставить во главу угла — не как средство, а как саму по себе цель развития, то жизнь человека теряет высшее измерение и редуцируется, сводится лишь к психическому процессу". См.→
Единого ответа на вопрос о главном направлении развития личности, похоже, нет. Разные психологические школы дают разный ответ на этот вопрос.
Для гештальт-терапии оптимальный путь развития личности видится в наиболее полном раскрытии личностного ядра и проявлении во всех формах осуществляемой человеком активности, когда периферический и индивидный уровни функционируют в гармонии с определяющим сущность личности ядром и обеспечивают достижение внутреннего тождества человека с самим собой. См.→
Для синтон-подхода каждая личность затачивается под определенный круг задач, где она достигнет максимальных результатов. Это - личностная специализация. Три основные специализации - Самоактуализация, Отношения с людьми, Деловая успешность.