Развитие личности как процесс
Разговор о развитии личности как процессе - это разговор о динамике этого процесса, о его различных механизмах. Механизмы развития личности, действительно, многообразны. Развитие может происходить в совместной деятельности ребенка и взрослого, развитие может быть следствием учебы или тренировки, развитие может быть результатом разрешения внутренних противоречий, развитие может быть результатом формирования - процесс развития личности многолик и сложен.
Процесс - это динамика, течение, и описание развития личности как процесса - это описание происходящей динамики, его этапов и механизмов.
Развитие обычно происходит волнообразно, по спирали, но может следовать и другим линиям и формам: идти прямолинейно или волнообразно, непрерывно или с задержками, циклично или в направлении деградации. Развитие может происходить по обязательным ступеням, может быть задано только вершиной, а может иметь несколько различных вершин. См.→
Чаще источником развития является что-то внешнее - воспитание родителей, влияние окружения, требования профессионального роста, вызовы жизни, однако без внутренних условий и источников развитие личности невозможно. А реальность интересна тем, что эти источники не всегда качественные и нередко между собой конфликтуют. См.→
Рост и развитие личности может быть наблюдаем, но что оказалось его причиной, его механизмом - нужно еще разбираться. За видимым результатом могут стоять самые разные процессы: когда-то инициируемый изнутри процесс собственно роста, когда-то инициируемый во многом со стороны процесс развития, а когда-то процесс трансформации либо направленного формирования… – причины могут быть очень различными. Если рассматривать рост и развитие личности подробнее, нужно выделять как отдельные линии и составляющие:
- Рост, взращивание (Мальчик прибавляет в весе и потихоньку умнеет, набираясь собственного опыта),
- Личностный рост (Мальчик возмужал в Мужчину),
- Общее развитие (Учитель добавляет мне новые знания и умения),
- Развитие личности (Учитель приучил меня учиться самостоятельно и с желанием).
Развитие личности в практической психологии
Понимание "развития личности" как сложного, но преимущественно естественного процесса более характерно для теоретической психологии. Практическая психология занята не "естественным", а искусственным, искусством личностного роста и развития - тем, что человек может сделать с собою сам либо как человеку может помочь специалист: педагог или психолог. Формы этой деятельности разные, и названия здесь используются также очень различные: самовоспитание, личностное самосовершенствование, тренинги личностного роста, духовные практики...
Когда говорится, что человек занимается именно самосовершенствованием, подчеркивается преимущественно самостоятельность этой работы, то, что человек делает это сам. Если же человек пишет "увлекаюсь личностным ростом", это может значить, что специально он сам делаем мало что, но психологические (например) группы он посещает и то, что там с ним происходит, ему нравится. Тренинги личностного роста обещают (и часто дают) личностный рост как результат, хотя те процессы, которые происходят на тренинге, относятся больше не к росту, а к формированию и развитию. Рост - процесс долгий, а развитие и формирование дают результаты более быстрые...
Иногда способом развития личности называют психотерапию, однако это следствия лишь того, что сегодня и развитием личности, и психотерапией люди называют все, что хотят. Если понятие «рост и развитие личности» брать в его строгом, узком значении, то оно имеет отношение только к здоровой личности. Позитивные изменения в нездоровой личности — в строгом смысле это выздоровление, а не личностный рост. Это психотерапевтическая работа, а не развитие личности. В тех случаях, когда психотерапия убирает барьеры на пути личностного роста, точнее говорить не о процессе личностного роста, а о психокоррекции.
На пути роста и развития личности возникают разнообразные трудности. Во-первых, отношение к росту и развитию личности бывает сильно разным. Кто-то из окружающих может отмечать, что ваши приобретения одновременно являются вашими потерями. С другой стороны, развитие - это выход из комфортного состояния, на время становишься "сам не свой", пока навыки-знания отрабатываешь, контролировать себя надо плотно, тут не до расслабления. Значит, каждое изменение/движение делает нас не самим собой, потом период встраивания чего-то в свою жизнь или сознания - и опять я становлюсь сам собой - только чуть другим. А это вызывает напряжение. вызывает множество внутренних вопросов... Впрочем, если вы умеете работать над собой, у вас все получится.