Конфигурация процесса развития
Парадигмы развития
При всем разнообразии взглядов большинство исследователей используют следующие парадигмы: лестница, соты и корона. См.→
Формы процесса развития
Развитие может происходить:
- прямолинейно или по спирали, в частности, именно так по представлениям Ж. Пиаже происходит развитие интеллекта.
- непрерывно или с задержками,
- волнообразно или циклично.
Развитие и деградация личности
Личность может как расти, строиться, развиваться, так и разваливаться, деградировать. Как правило, личность у человека развивается, пока ему ее развивают (семья, школа, работа), и начинает разваливаться, когда за его личностью ухаживать он сам или окружающие перестают.
Где-то лет с 30 у большой части населения развитие и рост личности прекращается, лет через 10 - начинаются моменты деградации. Смотри Движущие силы развития личности
Личностный рост и развитие личности - взаимодействие и динамика
Развитие основывается на росте. Развитие обычно представляет собой накопление количественных изменений, то есть является прямым продолжением роста (как в компьютерных играх: накопил определенное количество ресурсов - получил новый уровень). Рост и развитие чередуются этапами как горизонтальное и вертикальное движение: происходит накопление знаний и умений (идет горизонтальный рост), потом происходит резкий скачок, переход на новый уровень (произошло развитие, скачок вверх), далее идет освоение этого уровня (рост как горизонтальное движение) См.→