Понятие «рост» в психологии
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Два основных смысла понятия «рост» — рост как процесс (как динамика) и рост как результат процесса (как статика, как характеристика объекта).
«Цветы пошли в рост» — здесь говорится о процессе, о начале динамики. «Молодой человек высокого роста» — здесь «рост» говорит о статике, о результате процесса.
Рост как процесс — это естественное разворачивание того, что в живом организме заложено как его потенциал. Если мальчик прибавляет в весе просто потому, что в нем переваривается съедаемая им пища — это рост. Рост происходит сам, изнутри. От воли мальчика и окружающих это зависит мало — только не мешайте и лучше создавайте условия. Для роста внешнее окружение создает условия, но причина роста, настоящий источник процесса роста — внутри.
Рост как результат — не меняющие суть, количественные изменения в большую сторону. Когда говорится о росте как результате, не важно, где был источник роста, внутри или снаружи. Показатели выросли — значит, рост налицо. Именно это определение часто встречалось в старых энциклопедиях: рост — это количественные изменения.
В практической психологии чаще говорится о росте как о процессе, о процессе роста. Когда вы читайте просто слово «рост» — скорее всего, речь идет не о конкретном показателе, не о количественных изменениях, а о процессе естественного разворачивания внутреннего потенциала.
Например, личностный рост — это увеличение потенциала личности, происходящее вследствие естественного разворачивания в человеке того, что заложено в нем природой или стало его второй природой.
При этом есть важное дополнение: о росте говорят только имея в виду нечто здоровое. Если увеличивается масса тела у дистрофика, говорят не о росте, а о том, что больной пошел на поправку. В связи с этим едва ли правомерно говорить о личностном росте, происходящем в процессе психотерапии: видимо, в этом случае точнее говорить о психокоррекции.