Личностный рост и развитие личности: взаимодействие и динамика
Развитие основывается на росте. Развитие обычно представляет собой накопление количественных изменений, то есть является прямым продолжением роста (как в компьютерных играх: накопил определенное количество ресурсов - получил новый уровень). Рост и развитие чередуются этапами как горизонтальное и вертикальное движение: происходит накопление знаний и умений (идет горизонтальный рост), потом происходит резкий скачок, переход на новый уровень (произошло развитие, скачок вверх), далее идет освоение этого уровня (рост как горизонтальное движение).
Рост - естественная база развития.
- Развивать можно только то, для чего уже есть естественная база.
Развивать можно только то, для чего процессом роста были созданы необходимые предпосылки. Никто не будет развивать в годовалом младенце мужественность - он еще недостаточно вырос, для этого не появилась база.
Если молодой человек по уровню деловой ответственности еще только Исполнитель, не дорос даже до уровня Специалиста, то развивать в нем Руководителя - бесполезно. Он еще - маленький.
- Развивать постоянно нельзя: развитие должно поддерживаться естественным ростом.
Учеба должна чередоваться жизнью, чтобы новые знания обогащались реальным опытом, практикой.
Процессы роста у человека идут с максимальной интенсивностью в детстве. С возрастом рост что физический, что интеллектуальный - замедляется, а с определенного периода у большинства начинает идти в обратную сторону: интеллект снижается, память слабеет, мышцы постепенно атрофируются.
Развитие способствует росту
Огурец может только расти. Влажная земля и солнце этому способствуют, но тренировать и развивать внешними процедурами невозможно: огурец растет по своей внутренней программе.
Однако тот, кто тренирует свое тело, знает, что определенные тренировки росту мышечной массы способствуют. Человеческое тело - не огурец, и у человека развитие, тренировка его тела или души способствуют росту тела, росту душевности, росту душевной глубины, гибкости или стойкости.
Рост и развитие поддерживают друг друга
Скорость развития всегда ограничена необходимостью дорастания человека до того, что он приобрел в процессе учебы на тренинге.
Новые личностные роли должны прорастать в душе, прирастать к душе, только тогда они становятся не внешними масками, а новой гранью личности. См.→
У человека рост и развитие поддерживают друг друга и сменяют друг друга этапами. Это напоминает чередование горизонтального и вертикального движения: происходит накопление знаний и умений (идет горизонтальный рост), потом происходит резкий скачок, переход на новый уровень (произошло развитие, скачок вверх), далее идет освоение этого уровня (рост как горизонтальное движение).