Жан Пиаже

01 октября 2022 г. в 21:55

Жан Пиаже (1896 - 1980) - швейцарский психолог.

Выдвинул концепцию стадиального развития психики. В первых работах (“Речь и мышление ребенка”, 1923) детально проанализировал качественную специфику детского мышления. Используя метод клинической беседы, выдвинул, опираясь на суждения ребенка, положение о том, что главной отличительной характеристикой его познавательной деятельности является эгоцентризм, в силу которого он смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. В мышлении ребенка обнаруживаются и такие особенности, как магия (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы), анимизм (эти предметы наделяются сознанием и волей), артифициализм (явления окружающего мира считаются изготовленными людьми для своих целей). Эти свойства мышления отражаются в эгоцентрической речи ребенка, выражающей “логику чувств” и не выполняющей коммуникативной функции. Эгоцентризм преодолевается благодаря социализации. В дальнейшем Пиаже пересмотрел этот взгляд, разработав особую логическую систему, позволяющую описать развитие психики ребенка как трансформацию совершаемых им действий (операций). Из системы реальных внешних действий (сенсо-моторный интеллект), которые координируются в целостные системы и превращаются в действия внутренние (см. Интериоризация), возникает логико-математический строй человеческого познания. Для этого действия должны приобрести особые признаки и превратиться в операции. Сенсомоторная и дооперациональная стадии сменяются операциональной. Взаимозависимость операций, их обратимость (для каждой операции имеется противоположная либо обратная ей операция) создают устойчивые и вместе с тем подвижные целостные структуры. От стадии конкретных операций (которую Пиаже датировал младшим школьным возрастом) мышление переходит на стадию формально-логических операций, завершающуюся к 15 годам (“Психология интеллекта”, 1946). Принципы операциональной концепции интеллекта Пиаже считал ключевыми для понимания эволюции мышления в различные исторические эпохи и для различных областей знания, разработав, исходя из этого положения, особое направление исследований, названное им генетической эпистемологией.

Файлы:
  • Персоналии
  • Развитие мышления

Комментарии (3):

Гость, 04 февраля 2014 г. в 14:56
Очень благодарен вам за вашу заботу.
ЮРА ВОЛГИН, 25 февраля 2016 г. в 22:49
Швейцарский психолог Жан Вильям Фриц Пиаже́ (фр. Jean William Fritz Piaget) действительно весьма точно определил и весьма полно изложил сущности структуры и диапазон мышления ребёнка. Интересно бы познакомиться с его лабораторными исследования по избранной теме, чтобы определить, осознавал ли автор своё великое открытие!? И всё равно, Жан Пиаже является вторым, кто за историю человечества открыл тайну сущности мышления ребёнка, но первый изложил научное обоснование открытия. ЮРА ВОЛГИН 25.02.2016 год
1 ответ
Гость, 20 ноября 2019 г. в 12:13

не удивительно...

Материалы по теме:

01 янв. 2000 г.
Интеллектуальное развитие ребенка: теория Пиаже
Теория интеллектуального развития Жана Пиаже охватывает период с младенческого возраста до достижения взрослости.  
01 окт. 2022 г.
Психология в именах
Психологи и философы. Кратко описан вклад в науку.
01 окт. 2022 г.
Трансдисциплинарность