Психика
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Коллеги, спустя сорок лет работы психологом я перестал пользоваться понятием «психика» за отсутствием у него содержания. «Психика» — неопределенное понятие, используемое психологами для обоснования предмета их деятельности. «Мы изучаем психику, ее зарождение в животном мире, ее развитие у ребенка, ее функционирование у взрослого человека, работу психических функций», — говорят психологи, и всем кажется, что все понятно. Это не так. Все, что пытаются изучать психологи, является предметом либо физиологии, либо социальных наук и явлений. При этом к «психике» чаще относят то в человеке, что более похоже на врожденное и то, что не является продуктом его разумной деятельности. Когда человек подумал и поступил разумно, мы о его «психике» не говорим. А вот когда в уличной стычке парни лезут в драку, а девочки верещат и ищут куда бы убежать, мы полагаем, что такие особенности поведения связаны с особенностями психики этих молодых людей и девушек. Если же пытаться говорить более предметно, то, как правило, оказывается, что все особенности психики, наши психологические особенности — это либо наша биология, либо культура как результат нашего воспитания. Можно сказать другими словами: то, что люди называют своей психикой, сводится либо к их телу, либо к их разуму, либо к их привычкам. Привычка радоваться или расстраиваться, привычка на что обижаться или программа в кого-то влюбиться — это не изначальная данность, не «природа нашей психики», а усвоенные нами привычки и социальные программы. Та или иная «психика ребенка» конструируется его родителями, формируется под влиянием окружения, корректируется его телом и сочиняется самим ребенком.
О чем говорят родители и педагоги, говоря о ребенке: «У него такая психика»? — Они говорят об особенностях его поведения, которые делают его поведение достаточно адекватным, хотя еще и не вполне разумным. Если с человеком вопрос можно обсудить разумно и человек после этого разумно поступит, тут о его «психике» никто не говорит. Тут «психологии» нет. Разговоры о «психике» и «психологии человека» начинаются там и тогда, когда человек ведет себя в принципе адекватно, но им управляет не разум, а что-то еще: усвоенные привычки, гормональный фон, влияние окружающих. Если же человек ведет себя совсем неадекватно, говорят, что он «повредился психикой». Так же, на «психику» люди ссылаются, когда хотят оправдать свое проблемное поведение: «У меня уже психика не выдерживала, прямо в волосы вцепиться ему хотела!».
По наблюдениям, о своей «психике» чаще говорят клиенты в позиции Жертвы, снимая с себя ответственность. «У меня такая психика»...
Психика в традиционном понимании
Психика — внутренний, субъективный мир человека. Его мысли, чувства и переживания, настроения и отношения, планы и мечты, ожидания и взгляды. Это мышление, восприятие, память, мотивы, чувства и эмоции, речь и внимание — все органы и функции, когда они происходят внутри нас.
Когда человек для тех же самых целей (для ориентировки во внешнем мире, управлением своим состоянием и поведением) начинает пользоваться чем-то аналогичным внешним — внешней памятью, внешним вниманием и внешними побуждениями, это психикой не называется. Смотри Организация собственной жизни внешними средствами
В психике можно выделить управляющую и исполнительную часть. Управляющая часть психики — это то, что называют личностью в естественонаучном подходе. К исполнительной части психики относят мышление, речь и психомоторные процессы.
Сохранная и развитая психика
Сохранная и развитая психика — то, что обеспечивает адекватное поведение человека, возможность понимать окружающих и быть ими понятым. Нарушение психики выводит человека за пределы нормы. С другой стороны, высокое развитие психических процессов — памяти, мышления, речи, внимания — позволяет человеку быть более успешным и творческим. Смотри Психическое здоровье
Психика, сознание, воля
Если воспользоваться метафорой прожектора, то прожектор психики направлен вовне и освещает внешний мир. Прожектор сознания направлен внутрь и освещает внутренний мир. А воля — это инструмент, который согласовывает психику и сознание. Предположим, сознание говорит: мы должны идти вперед и вверх, а психика нам сообщает — эта вершина далеко, и путь к ней каменистый и через колючки. Между психикой и сознанием возникает конфликт, сознание настаивает, психика сопротивляется... Тогда приходит воля, разбирается и принимает решение. Какое? См.→
Психика и тело
Психика влияет на тело (соматику), тело — на психику. Смотри Психосоматика
Развитие психики
Психика присуще не всем живым организмом, а формируется только на определённой ступени биологической эволюции. На какой конкретно — специатисты спорят. То, что психика есть у животных и птиц — все согласны. Есть ли она у червей — сомневаются. О наличии психики у простейших и амеб говорят очень редко.
Взгляды на психику других интересных исследователей
По взглядам Ф.Е. Василюка, в типологии жизненных миров психика — это орган, инструмент ориентировки человека в трудном внешнем мире. От психики следует отличать сознание — орган, инструмент ориентировки в ценностях сложного внутреннего мира, и волю — то, что организует жизнь творческого человека в сложном внутреннем и трудном внешнем мире. Смотри Типология жизненных миров
По взглядам О.И. Моткова, психика — орган и система функций живого существа, отвечающие за целостное построение его оптимального поведения по удовлетворению изначально встроенных в него жизненных целей. Смотри Подробнее
Критерий наличия психики для бихевиористов — возможность научения. Если червяк способен к научению — у него есть психика. Соответственно, по результатам экспериментов, у червяков психика есть, но маленькая — научаются они слабо, долго и не надолго. Еще меньше психики у растений...
Комментарии (4):
Благодарю за замечательную статью!
Спасибо за то, что даёте знания в доступной для понимания форме.