4 ошибки Зигмунда Фрейда и авторская 4-х частная модель содержания психики

07 сентября 2023 г. в 06:28

Автор: Табидзе Александр Александрович

Клинический психолог, доктор физико-математических наук, профессор

Дополненные и переработанные материалы доклада на Х Международном научно-практическом конгрессе психологов и психотерапевтов, Санкт-Петербург, 31.02 — 01.03.2023 года, «Четыре ошибки Зигмунда Фрейда и авторская 4-х частная модель содержания психики» и видео-доклада на конференции Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги «КРИЗИС ДУХОВНОСТИ» 20.05.2023


Три новых закона философии, психологии, психотерапии, педагогики и эмоциональная зрелость личности

«Государства погибают тогда, когда не могут более отличать хороших людей от дурных»

Антисфен, древнегреческий философ

Один опыт я ставлю выше тысячи мнений, рожденных воображением

М.В. Ломоносов

Аннотация

Установлен новый закон психологии и психотерапии: человек — не НOMO SAPIENS, а НOMO EMOTIONS. Этот закон вытекает из экспериментально доказанного психологического протокола в следующей временной последовательности: Стимул — Эмоция — Мысль — Реакция (С — Э — М — Р). Найдено, что Эмоция, как реакция бессознательного, опережает Мысль, реакцию сознания, на 0,2–0,3 секунды. Первичная сигнальная система опережает вторичную на 0,2-0,3 секунды.

Этот протокол противоположен давно установившимся в отечественной и мировой психологии протоколам С — М,Э — Р, где принято, что сознание и бессознательное действуют едино, одновременно, недизьюктивно (З. Фрейд, Мясищев В.Н, Выготский Л.С., Рубинштейн С. Л., Брушлинский А.В., Дж. Мэйер, П. Сэловей, Д. Карузо и др.) или где сознание опережает бессознательное С — М — Э — Р (Аарон Бек, Ковпак Д.В. и др.).

Все многочисленные выводы настоящей статьи вытекают из этого нового протокола С — Э — М — Р. На примере критики образной 2-х частной модели психики Зигмунда Фрейда (всадник на лошади) показано, что многие фундаментальные гипотетические положения философии, психологии, психотерапии и педагогики требуют уточнения.

Представлена новая авторская 4-х частная модель психики, являющаяся основой единой теории психологии личности и соответствующая 4-х частной био-психо-социо-духовной парадигме психотерапии.

Предложен новый численный показатель психологического здоровья человека — степень эмоциональной зрелости.

Сформулированы три новых закона философии, психологии, психотерапии и педагогики.

Введение в описание образной модели психики человека инстинкта сохранения вида позволяет заключить о естественно-научной природе нравственности (духовности).

Предложено использование данной модели в качестве основы российской психологии, психотерапии, системы образования.

Введение

Психология — наука новая, ещё не установившаяся. В ней еще нет единого общепринятого образного представления содержания психики человека, фактически нет своего собственного образного предмета.

Что такое образное представление? Например, в физике модель атома ранее представлялась в виде пудинга, начиненного изюминками (электронами, модель Томсона). Эта модель была тупиковой и не могла иметь практического применения.

В настоящее время принята планетарная модель Резерфорда, в которой вокруг ядра вращаются электроны. Такое образное планетарное представление атома позволило совершить прорыв в создании мощных новых источников энергии — атомных электростанций и в создании атомного и ядерного оружия.

Аналогичная ситуация имеет место в психологии. В чём причина тупикового положения психологии? В том, что она пока не в состоянии обосновать и изменить самоагрессивное и агрессивное поведение человека на всех ступенях социальной лестницы (психогенные заболевания, конфликты, разводы, противостояние, войны и др.)

В настоящее время общепринятым образным представлением психики является двухчастная модель Зигмунда Фрейда, которая имеет свои ограничения, фактически — ошибки.

Что это за ошибки?

ОШИБКА ПЕРВАЯ: Сознание человека — базис, оно первично; бессознательное –надстройка, оно вторично.

До З. Фрейда основным содержанием и функцией психики было — сознание (Карл Маркс, «Общественное бытие определяет сознание», 1859). Т.е. базисом психики являлось сознание. Отсюда человек — венец природы, хозяин своей жизни, поступков, событий, судьбы. Это социоцентрическая одночастная модель. Естественно, что педагогическая и психологическая цель совершенствования психики в этом случае — совершенствование базиса — сознания, повышение его осознанности.

Рис.1. Образная 2-х частная модель психики З. Фрейда (1923)
Рис.1. Образная 2-х частная модель психики З. Фрейда (1923)

 

Зигмунд Фрейд, следуя работам о бессознательном немецкого философа-идеалиста Эдуарда фон Гартмана (1868), внёс в структуру психики кроме сознания еще понятие бессознательного, учитывающее «волю к жизни» — инстинкт самосохранения человека. Образную модель психики З. Фрейд представил — всадник (сознание) на лошади (бессознательное) (1923) (Рис.1). Это двухчастная модель.

Целью созданного им психокоррекционного психоанализа было повышение осознанности, преодоление психических травм, полученных в детстве, путём осознания раскрытых им 10 защитных механизмов бессознательного. Здесь также, как у К. Маркса, ведущая роль в психике оставалась за сознанием.

Хотя в этой модели сознание и бессознательное автономные, независимые структуры, тем не менее им было принято, что сознание проявляет свою психическую реакцию одновременно или раньше бессознательного. Сознание по-прежнему — базис, ведущее, оно первично.

Так ли это? Оказалось — не так.

Начиная с 2002 года выходят статьи и книги Арндта Трайдла (Институт Мозга, Вена) о визуализации эмоциональных состояний. С помощью магнитной энцефалографии им показано, что возбуждение нейронов в коре головного мозга, отвечающего за сознательные, когнитивные, ментальные процессы, как реакция на эмоционально значимый стимул, отстает от возбуждения нейронов в лимбической системе, отвечающей за эмоциональное реагирование, на 0,2–0,3 секунды / 1 /, т.е. реагирование не едино, не одновременно — дизьюктивно.

Следовательно, если эмоции возникают ДО их осознания, то, естественно, что они являются продуктом бессознательного.

Отсюда вытекает ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ВЫВОД, что если бессознательная, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ сфера опережает понятийную, сознательную, то она и является БАЗИСОМ, первичной, ведущей, а сознание, поскольку отстает, — является надстройкой, вторичной, ведомой.

Таким образом, настоящий протокол имеет следующий вид: С — Э — М — Р. Он экспериментально подтверждает как объективное существование бессознательной сферы в психике человека, так и опережение его реакции по отношению к сознательной сфере.

Второй аргумент по превалированию роли бессознательного над сознанием вытекает из сопоставления опыта существования бессознательного живой материи (примерно 500 млн. лет) с опытом сознания человека (возникшего недавно примерно 500 тыс. лет назад), что составляет 1:1000.

Тогда, если сравнивать психику с айсбергом, то вершина айсберга (сознание) представляет всего 0,1%, а его подводная часть — 99,9% (бессознательное).

Итак, бессознательное — базис, первично; сознание — надстройка, вторично.

Поэтому в модели З. Фрейда поводья должны быть представлены наоборот — не у всадника, а у лошади. Эти фигуры должны поменяться местами. В таком случае эта модель естественно преобразуется в модель кукловод — марионетка (рис. 2). Продолжая этот вывод, кукловод должен быть с лицом лошади. Но лошадь-травоядное животное, и её психофизиология не сочетается с психофизиологией млекопитающего человека. Поэтому правильнее выбрать млекопитающее животное, например — тигр. Млекопитающие животные — агрессивны.

Из этого рисунка чётко и наглядно видна природа агрессии человека — это его агрессивное животное бессознательное. Это биологоцентрическая модель.

Этим объясняется внутренняя агрессия бессознательного на личность человека — психогенные заболевания, и внешняя агрессия — конфликтные отношения, войны. Следуя этому выводу, Зигмунд Фрейд и его последователь Конрад Лоренц (Нобелевский лауреат) пришли к неутешительному выводу о неизбежном самоуничтожении человека.

Рис. 2. Новое представление психики.  Кукловод (бессознательное — тигр) и марионетка (сознание — человек)
Рис. 2. Новое представление психики. Кукловод (бессознательное — тигр) и марионетка (сознание — человек)

Таким образом, современная психология и педагогика совершенствует не ту сферу. Они совершенствует надстройку, а не базис. Поэтому в совершенствовании психики на первое место должна быть поставлен настоящий базис — эмоциональная сфера, снижение агрессивных качеств бессознательного — тигра, а не интеллектуальная сфера, не совершенствование сознания, личности человека с помощью социоцентрических методов.

Для решения такой задачи — психоанализ непригоден.

КАКИЕ ЖЕ ЭТО СОЦИОЦЕНТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, И КТО ИХ РАЗВИВАЕТ?

Это:

  1. психоанализ З. Фрейда (проф. Решетников М.М., Восточно-Европейский Институт Психоанализа, СПб)
  2. теория отношений (проф. В. Н. Мясищев, СПб)
  3. личностно ориентированная реконструктивная психотерапия ЛОРП (проф. Б.Д. Карвасарский, СПб)
  4. Когнитивно–поведенческая терапия А. Бека (КПТ), (проф. Ковпак В. Д., проф. Курпатов А. В., проф. Козлов Н.И. («СИНТОН»))
  5. культурно-историческая теория Л.С. Выготского (проф. Асмолов А. МГУ.)
  6. теория эмоционального интеллекта Мэйера, Сэловея, Карузо (проф. Сергиенко Е. А. Институт Психологии РАН)
  7. концепция недизъюктивного подхода (концепция одновременного проявления сознания и эмоций) (проф. Рубинштейн С.Л., проф. Брушлинский А.В., проф. Журавлев А.Л., проф. Знаков В.В., проф. Ушаков Д.В., проф. Александров Ю.А. и др.) Институт Психологии РАН.

И другие.

В социоцентрических теориях роль бессознательного принижается или вообще не учитывается (например, в КПТ).

С позиции нового психологического протокола С — Э — М — Р все эти социоцентрические теории требуют пересмотра или уточнения.

Таким образом, у психологии и психотерапии появляются четкие мишени психокоррекции — это эмоциональные качества кукловода — тигра (бессознательного), которые можно напрямую измерять психодиагностическими методами и корректировать психотерапевтическими (не психологическими) техниками и также оценивать результат психокоррекции.

Поэтому, расхожие формулы совершенствования психики типа: «Путь к себе», «Помоги себе сам», «Познай себя и ты познаешь мир» — не верны и вводят в замешательство.

Теперь у нас есть четкий отдельный автономный объект совершенствования психики — это эмоциональная сфера. Отсюда следуют формулы: «Путь к кукловоду», «Помоги кукловоду», «Познай кукловода, и ты познаешь мир», и наконец «Сделай кукловода своим миролюбивым другом с человеческим лицом».

Уточнение философских положений

Основной вопрос философии звучит так: «Что первично — материя или сознание?». Исходя из нового протокола С — Э — М — Р, ни то, ни другое. Первично — бессознательное.

Далее, исходя из нового протокола С — Э — М — Р философская теория отражения преобразуется в теорию двойного отражения. Сначала от бессознательной сферы (подкорки), потом через 0,2–0,3 секунды от сознательной (коры). Следует обратить внимание на тот факт, что результаты отражения от этих двух сфер могут не совпадать. Например, Бессознательное говорит: «Хочу!» Сознание говорит: «Нельзя!». Это внутренний конфликт по Зигмунду Фрейду между сознанием и бессознательным. Но первое слово всегда за бессознательным. И в состоянии аффекта оно подавляющее. Почему?

В психиатрии и клинической психологии известно положение, что при сильных эмоциях (аффектах), при сильной усталости, при сильном стрессе, угрозе жизни или авторитету, алкогольном опьянении, вожделении и др. сознание сужается, иногда вплоть до исчезновения. Но это не кома, человек в действии, явная марионетка. Отражающая реакция, управление идет только от неукрощенной бессознательной сферы, только от кукловода.

Протокол укорачивается: Стимул — Эмоция — Реакция (С — Э — Р).

Из этого протокола вытекает новый закон психологии и психотерапии:

«Человек — не НOMO SAPIENS, человек — это НOMO EMOTIONS»

В этом важном укороченном протоколе когниции, мысли, лингвистика, сознание, личность, а, следовательно, и разум — отсутствуют. Это знакомые нам состояния эмоционального возбуждения, когда контроль сознания, контроль разума за речью, а может быть и действиями, утрачивается. Например, «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь».

Поэтому теория эмоционального интеллекта Мэйера, Сэловея, Карузо, построенная на контроле сознания над эмоциями, здесь не работает. То же самое можно сказать о теории когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) Аарона Бека и других социоцентрических теориях. Контролирующего сознания в психике в этих моментах нет, оно отсутствует, контролировать нечем.

Трагедия таких нередких ситуаций в том, что в эти моменты человек принимает деструктивные судьбоносные решения. Ломаются судьбы, разрываются многолетние добрые отношения, теряется многолетний труд. Но ответственность (уголовную, материальную или моральную) за деструктивный бессознательный проступок всегда будет нести в дальнейшем отсутствующее в этот момент сознание, сам человек.

Ситуация на первый взгляд безысходная, подтверждающая предсказания З. Фрейда и К. Лоренца.

Из этого протокола видно, насколько важно человеку иметь гармоничную структуру бессознательного, которой можно доверять и которая не подведет. Какова эта структура? Об этом в статье будет идти речь позже.

ОШИБКА ВТОРАЯ: Бессознательное — одно. Мораль и нравственность равнозначны.

Одновременно со своей образной двухчастной моделью, Зигмунд Фрейд вводит в психотерапию трехчастную гипотетическую модель — Ид, Эго и СуперЭго. Ид представляет инстинкты человека (бессознательное), Эго — социальный опыт человека (сознание), СуперЭго — его одновременно моральный и нравственный (духовный) компонент.

Здесь сразу бросается в глаза противоречие — несовпадение двухчастной образной и трехчастной гипотетической модели. Это противоречие З. Фрейд пытается преодолеть утверждением, что всадник (сознание) является одновременно носителем как социального опыта, так и морального и нравственного (духовного) компонента, то есть носителем одновременно Эго и СуперЭго.

Многие авторы в психотерапевтических и педагогических кругах придерживаются фрейдовской позиции — что духовность (нравственность) социализирована в структуре сознания, то есть является, как и мораль, аспектом ментальности.

Возможно ли это? Нет, невозможно.

Как невозможно «впрячь в одну повозку коня и трепетную лань». Потому что мораль и нравственность — различные категории. Потому что моральные устои изменчивы и зависят от устоев социальной системы. Например, «Спекулянт, цеховик (нетрудовые доходы), валютчик» были недавно жёстко осуждаемы в нашем обществе, сейчас устои изменились и изменились эти понятия на «бизнесмен, предприниматель, брокер» и стали одобряемыми.

А нравственные устои: «не убий, не укради, не лжесвидетельствуй и др.» — незыблемы.

Поэтому автор настоящей статьи в модель З. Фрейда (рис.1), кроме имеющегося инстинкта сохранения индивида, вводит второй инстинкт — инстинкт сохранения вида (рис.3). Устанавливается присутствие в психике человека так называемого видового бессознательного. Оно соответствует представлениям о коллективном (К.Г. Юнг, 1916), духовном (Гурджиев Г.И., 1924), ноосферном (Вернадский В.И., Тейяр де Шарден, 1927) бессознательном.

Эти два бессознательных демонстрируют существование в природе двух противоположных, противодействующих сил — деструктивных и конструктивных, разрушения и созидания, энтропии и негэнтропии, одновременному присутствию в человеке сил добра и сил зла, змея— искусителя (черта, беса, сатаны, дьявола, золотого тельца, Люцифера) и ангела хранителя. Мы знаем, что в православной культуре эти два бессознательных (черт-искуситель и ангел-хранитель) хорошо известны.

В психотерапии известно положение, что бессознательное обладает чертами характера ребенка не старше 7–12 лет / Васютин А.М. «Психохирургия», 2021 /. В авторской модели эти два бессознательных в продолжении развития модели З. Фрейда (всадник на лошади) представлены ребёнком-кентавром и видом (духом, хозяином) сидящим в карете (рис. 3) /2, 16 /.

«Человек — это поле битвы между Богом и Дьяволом» (Ф.М. Достоевский).  «Но две души живут во мне, и обе не в ладах с друг другом» (Гёте, «Фауст», перевод Б. Пастернака).

Обнаруживается истинная природа внутреннего конфликта — это конфликт между индивидуальным и видовым бессознательным. Как показывает опыт сознание часто выбирает деструктивную, разрушительную позицию индивидуального бессознательного, позицию З. Фрейда и К. Лоренца. Но имеют место условия, при которых сознание выбирает конструктивную позицию видового бессознательного. Что это за условия — будет показано ниже.

Рис. 3. Образная 4-х частная модель психики Табидзе А.А. (2016)
Рис. 3. Образная 4-х частная модель психики Табидзе А.А. (2016)

Таким образом, бессознательных в психике два — первое — индивидуальное и второе — видовое, при этом мораль и нравственность неравнозначны, и они разнесены. Мораль является продуктом сознания, аспектом ментальности, рациональности, интеллектуальной культуры человека, а нравственность (духовность, совесть) — продуктом второго бессознательного, аспектом видовой эмоциональности (эмоциональной культуры, эмоциональной зрелости человека). За мораль в авторской модели отвечает кучер, за нравственность — дух, хозяин, вид.

ОШИБКА ТРЕТЬЯ: Механизм агрессии человека — психологический.

В своей модели, всадник на лошади, З. Фрейд игнорирует материальный носитель (тело) как сознания, так и бессознательного. По этому поводу сам З. Фрейд писал :«У меня нет никаких ни теоретических, ни терапевтических знаний, так что мне приходится вести себя так, как если бы передо мной было только психологическое».

Из этого изречения следует, что несмотря на недостаточность информации он принимает и утверждает психологическую, социальную природу агрессии человека. Этой же позиции придерживается проф. Решетников М.М. в своей статье «О социально-психологической природе деструктивного поведения, агрессивности и общемирового роста преступности» / 3 /.

Правомерно ли это? Нет, не правомерно.

В клинической психологии хорошо известно, что между эмоциональными состояниями человека и его вегетативно-эндокринными реакциями имеется тесная ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ.

Феномен агрессии человека не может быть рассмотрен без феномена самоагрессии. Бессознательные эмоциональные негативные состояния, которые человек допускает присутствовать в своей психике и являются фактом самоагрессии. Так бессознательные эмоциональные реакции тревожности приводят к выработке организмом высоких значений гормонов нездоровья, в частности — кортизола, которые в хроническом состоянии приводят к внутренней самоагрессии, саморазрушению организма.

Психосоматика — это результат самоагрессии.

Психодиагностика интенсивности эмоций с помощью теста Кеттелла пациентов клиники неврозов демонстрирует 100%-й высокий уровень тревожности и напряженности у этих пациентов / 4 /. Уровень кортизола в сыворотке крови пациентов с тревожной депрессией более чем в 5 раз выше по сравнению с нормальными значениями / 5 /. И эти же состояния тревожности и напряженности являются платформой внешней агрессивности человека. Так заключенные пенитенциарной системы также демонстрируют высокий уровень эмоциональной тревожности и напряженности / 6 /.

Таким образом, механизм агрессии не психологический, а психофизиологический.

Отсюда вытекает важный вывод — бессознательное человека — это его автономная Вегетативно-Нервная Система. Агрессивные качества человека свидетельствуют о психофизиологической дисфункциональности его автономной ВНС. Эту дисфункциональность можно оценить с помощью психологических методов измерения интенсивности эмоций.

Тело является исполнительной частью бессознательного и должно быть включено в структуру психики. В клинической психологии этот факт давно учитывается, в результате чего ей принята 3–х частная био (тело) — психо (бессознательное) -социальная (сознание) модель. В авторской 4–частной модели тело представлено каретой (рис 3).

ОШИБКА ЧЕТВЕРТАЯ: Причина психической травмы социальная — детские негативные ситуации и переживания.

Такое правомерно только в том случае, если в структуре психики отсутствует психофизиология тела, как в предыдущем случае. Тогда считается, что ребёнок при рождении — «табула раса», чистый лист бумаги, и все его негативные качества обусловлены негативным детством и негативным воспитанием.

Но сейчас хорошо известно, что психологические качества кроме средового влияния передаются по наследству.

Остается вопрос — в каком соотношении?

Ряд ученых и даже политиков обосновывают и принимают высокую наследственную передачу психологических признаков, в частности тревожности, — до 70–80%. /7, 8, 9 /.

Тем не менее, некоторые отечественные психологи, например, проф. Козлов Н.И. (Ректор Университета Практической Психологии «СИНТОН») считает наследственный вклад незначительным — около 5% и поэтому излагает преимущественно социальную природу травмы, что на наш взгляд — неправомерно.

Автор настоящей статьи экспериментально показал, что некоторые психологические и психофизиологические (электропунктурные) признаки передаются по наследству /10 /. Также автор обнаружил низкую эффективность психокоррекционной работы психологическими методами, например, КПТ / 11 / и высокую при психокоррекции напрямую в работе с эмоциональными состояниями / 12 /.

Таким образом причина психической травмы больше наследственная — 70%, чем социальная — 30%.

Исправление ошибок

Для исправления ошибок используются методы психотерапевтической педагогики (ПТП) /13,14 / на основе авторской психодеформационной концепции личности / 15 /.

Авторская модель и методы ПТП — биологоцентрические.

В работах /16-18 / обоснована необходимость ввода в психологию нового психодиагностического показателя психологического, точнее психо-эмоционального здоровья — степени эмоциональной зрелости EQ. Как будет показано, этот показатель является критерием переход модели З. Фрейда в авторскую.

EQ = С + L + O + Q4

где измеряется следующий (авторский) набор полярных психо-эмоциональные качеств:

(— С) — эмоциональная неустойчивость, (— L) — подозрительность, (— О) — тревожность,(— Q4) — напряженность и (+С) — эмоциональная устойчивость, (+L) — доброжелательность,(+О) — спокойствие, (+Q4) — расслабленность.

Когда сумма этих качеств — отрицательная (меньше 0), то гормоны тревоги, стресса (кортизол и др.) блокируют проявление инстинкта сохранения вида и перед нами эмоционально незрелый человек (модель З. Фрейда) с одним инстинктом самосохранения. Если сумма положительная (больше 0), то гормоны здоровья (дофамин, окситоцин и др.) включают инстинкт сохранения вида и перед нами эмоционально зрелый человек (модель Табидзе А.А., 2016) с двумя инстинктами. Таким образом модель З. Фрейда и авторская не противоречат друг другу, а переходят одна в другую, в зависимости от степени эмоциональной зрелости.

Поэтому авторская модель является единой.

Синонимами степени эмоциональной зрелости являются:

  1. Степень психологического здоровья
  2. Степень стрессоустойчивости
  3. Степень эмоционального интеллекта EQ (конструктивного или деструктивного)
  4. Степень внутренней гармонии или дисгармонии
  5. Степень агрессивности
  6. Степень осознанности

и др.

Используя психодиагностику на определение степени эмоциональной зрелости, можно все многочисленные теории психологии личности (их более 20) / 8 / привести к этим двум моделям.

Следует подчеркнуть, что эмоционально незрелый человек не обладает свободой воли, свободой выбора. На агрессивный стимул он, из-за наличия у него только одного инстинкта самосохранения, бессознательно, рефлекторно отвечает агрессивной реакцией. «Око за око, зуб за зуб».

Эмоционально зрелый человек обладает свободой воли, свободой выбора. На агрессивный стимул он, из-за наличия у него двух инстинктов, осознанно может выбрать или агрессивный ответ, или миролюбиво «подставить щеку».

Отсюда цель педагогики и психологии это преодоление с помощью обучающего воспитания — негативных психологических мишеней (— C, — L, — O, — Q4), достижение человеком положительной степени эмоциональной зрелости (EQ=+5 и выше) / 18 /.

Для профессионального психолога критерий степени эмоционально зрелости равен EQ= +10 и выше, тогда его психика соответствует авторской 4-х частной модели психики и его бессознательное приобретает гармоничный, человеческий вид (правый рис. 4).

Тогда, благодаря положительным качествам (+ С, + L, + О, + Q4), у него включается инстинкт сохранения вида, улучшаются за счёт возникшей внутренней гармонии отношения, он становится неуязвим к психосоматике и неврозам.

По сравнению с другими профессиями, для психолога высокие личностные психоэмоциональные качества являются профессиональными — это ПРИЗНАК ПРОФПРИГОДНОСТИ.

Эмоционально зрелые психологи становятся примером, образцом для окружающих. Они являются центрами кристаллизации гармонии социума, «солью земли». «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи», — говорил Серафим Саровский.

Переводя эти слова на наше время и на нашу ситуацию можно сказать: «Стань эмоционально зрелым, и по твоему примеру, по твоему образцу, станут эмоционально зрелыми — тысячи». Отсюда становится ясен смысл призыва к «спасению» с позиции православно-христианской культуры. Стань эмоционально зрелым, и ты спасёшься от психогенных заболеваний— психосоматики и неврозов (депрессии, уныния и д.), от бессознательных агрессивных состояний (конфликтов, войн), от неблаговидных поступков, о которых будут беспокоить угрызения совести.

 

 

Рис.4. Образный портрет эмоционально незрелого и эмоционально зрелого человека
Рис.4. Образный портрет эмоционально незрелого и эмоционально зрелого человека

Поэтому первейшая и главнейшая задача любого психолога и педагога — установить к какой категории психики относится проявление его бессознательного, одноинстинктного или двухинстинктного, и вторая задача — перейти в группу двухинстинктой категории эмоционально зрелых личностей с EQ ≥ (+10) / 18 /.

Здесь следует подчеркнуть, что психофизиология эмоционально зрелого человека качественно отличается от психофизиологии незрелого. Согласно теории Стивена Порджеса у эмоционально зрелого человека в стрессовой ситуации автоматически (бессознательно) активизируется вентральная ветвь парасимпатической части автономной ВНС, позволяющая человеку подняться над напряженной ситуацией и спокойно принять конструктивное решение, для эмоционально незрелого — активизируется более древние симпатическая часть ВНС («бей или беги») или дорсальная ветвь парасимпатическая части ВНС («замри»). У эмоционально незрелых эта вентральная ветвь в достаточной мере не выработана. На это показывают негативные психологические качества теста.

Как выработать психологические качества и психофизиологию эмоционально зрелого человека?

Для этого и создана новая педагогическая система — психотерапевтическая педагогика, педагогика обучающего воспитания /13-18/. Она направлена на совершенствование не сознательной, не интеллектуальной сферы, а на совершенствование бессознательной, эмоционально сферы, на совершенствование «души».

Для начальной школы создан курс «Человековедение» и «Самозащита от табакокурения и наркотиков» / 13,14,14a /. Для широких слоев населения используется курс-сопровождение «Стрессоустойчивость «под ключ» за два месяца с гарантированным результатом».

Почему два месяца? Из психологии известно, что сформировать новые психологические навыки меньше чем за 21 день невозможно. По окончанию курса каждый слушатель получает Аттестат Эмоциональной Зрелости, где он наглядно видит результат своей психологической работы. Например, из рис.5 видно, что для клиентки с паническими атаками за два месяца были сформированы новые навыки — доброжелательность, внутреннее спокойствие, внутренняя раскованность, эмоциональная устойчивость существенно выросла. Панические атаки прекратились.

Рис. 5. Результаты тестирования слушательницы до и после двухмесячного курса.
Рис. 5. Результаты тестирования слушательницы до и после двухмесячного курса.

На рис.6 представлены результаты групповой работы с сотрудниками 16 человек одной страховой компании.

Рис. 6. Суммарная степень эмоциональной зрелости группы из 16 человек до и после курса. Количество слушателей для такого курса может быть неограничено.
Рис. 6. Суммарная степень эмоциональной зрелости группы из 16 человек до и после курса. Количество слушателей для такого курса может быть неограничено.

Как показывает сравнение результатов, эффективность курса психотерапевтической педагогики (ПТП) значительно выше результатов использующих подходы поведенческой или когнитивно-поведенческой терапии / 11 /.

Чрезвычайная важность использования этого направления в современной системе образования отражена в стихах русского поэта Николая Алексеевича Заболоцкого:

«Не позволяй душе лениться,
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться,
И день и ночь, и день и ночь.

Не разрешай ей спать в постели,
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле,
И не спускай с неё узды.

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку,
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай её за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по— человечьи,
Училась заново она…»

Эмоциональная незрелость как социальный рак

Чрезвычайная важность поднятой в настоящей статье темы относится к проблеме выживания человечества в целом как вида. В настоящее время человечество отличается качеством безудержного потребления. А это качество раковых клеток, раковых образований.

Например, если мы рассмотрим взаимоотношения организма человека с его собственной одной клеткой, то здоровая клетка поддерживает как свой собственный метаболизм, так и принимает участие в метаболизме организма человека. Клетка не является независимой, она физически встроена в общую жизнедеятельность организма человека. Отсюда видно обязательное выполнение этой клеткой двух инстинктов — как для собственного выживания, так и для выживания организма человека, в который она встроена.

Если клетка или группа клеток обеспечивают только себя (один инстинкт), то нам хорошо известно, что это раковые клетки, раковые образования. Раковые клетки не сотрудничают с организмом человека, стремясь присвоить себе весь его энергетический ресурс. При этом они не догадываются, что их безудержное потребление приводит к гибели человека, и, как следствие, к собственной гибели. В этих случаях, человек, чтобы не подвергнуться такому негативному сценарию, избавляется от этих раковых образований различными радикальными способами (оперативным, радиоактивным излучением, химиотерапией и др.)

Аналогично этому можно утверждать, что сам человек является клеткой вида. Мы, как представители вида, встроены в организм вида, осознаем мы это или нет. А у вида, как у специфического организма, имеют место свои задачи, свои промыслы, в решении которых человек (клетка вида) или принимает участие (эмоционально зрелый, двухинстинктный, психологически здоровый), или не принимает (эмоционально незрелый, одноинстинктный, психологически нездоровый, в этом случае — раковый).

Исследования психологического здоровья социума (более 500 человек), включая педагогов и психологов, показывают следующую пропорцию / 18 /:

  • около 20% — эмоционально зрелые, здоровые члены социума, EQ ≥ (+5),
  • около 30% — эмоционально незрелые, раковые члены социума, EQ≤ (-5),
  • около 50% — нулевые, промежуточные. (-4) ≥ EQ ≤ (+4)

Заинтересованные лица могут легко проверить самостоятельно эти цифры.

Под действием сложных бытовых условий и негативного влияния СМИ нулевые, промежуточные начинают примыкать к эмоционально незрелым. И тогда устанавливается следующее соотношение: 80%–20% в пользу эмоционально незрелых. Это грозная цифра. Количество эмоционально зрелых неуклонно падает., эмоционально незрелых растет. Человечество постепенно вырождается и сворачивается.

Данный вывод находит подтверждение в книге проф. Багдасаряна В.Э., известного историка и политолога, где приводятся следующие цифры — 50% мировых ресурсов принадлежит 1% населения, более того — под контролем 26 индивидуумов. По этому поводу он пишет:

«Онтологический (бытийный) раскол приводит к расколу антропологическому, подразумевающему распад видового единства человечества» / 19, стр. 192 /.

И далее: «Меньшая часть человечества исторически установила систему, закрепляющую свое превосходство над большинством. Возникает угроза распада человеческого видового единства. Необходимо выдвижение альтернативной модели мирового развития» /19, стр.337/.

Здесь уместно привести изречение древнегреческого философа Антисфена:

«Государства погибают тогда, когда не могут более отличать хороших людей от дурных».

В нашем случае в переводе на психологический язык, когда не могут отличать эмоционально зрелых от эмоционально незрелых.

Противостоять этому может новая система образования — отечественная психотерапевтическая педагогика, о которой речь шла выше.

В связи с этим у психологии появляются новые задачи:

— в первую очередь честно знать для себя и демонстрировать для клиента и для окружающих свою принадлежность и соответствие профессии психолога (или социального психолога) по личностному тесту, демонстрировать профпригодность, т.к. личностные качества в данной профессии являются профессиональными. В качестве примера для подражания я демонстрирую свой собственный портрет (рис.7). Многие профессиональные психологи поддерживают это требование и уже имеют такой портрет.

Рис.7 . Психоэмоциональный портрет автора статьи (09.01. 2023)
Рис.7 . Психоэмоциональный портрет автора статьи (09.01. 2023)

— выйти за пределы психологии индивидуальности, представляемой, например, проф. Собчик Л.Н. / 20 /, при этом обратить внимание на разработку теории психологии вида, которая должна учитывает разделение индивидуальных и видовых эмоций;

— принять эмоциональную зрелость в качестве основы психотерапии здоровых, направления в психотерапии, представляемого проф. Стрельченко А.Б. /21/.

Масштабное использование принципа эмоциональной зрелости на государственном уровне

При создании нашего подхода обнаружилось, что он уже с успехом апробирован на высоком государственном уровне / 7 /. Премьер-министр Сингапура Ли Кунь Ю (имеющий награды России), благодаря своему стратегическому пониманию важности психологии в развитии своей страны, в 1987 году пригласил психодиагноста мирового уровня, профессора Ганса Айзенка для тестирования молодых кандидатов в правительство страны. Тестирование (200 вопросов) проводилось на предмет оценки 3-х факторов — экстраверсия, нейротизм и психопатия. Наш тест (187 вопросов) аналогичный, но более дифференцированный, он дает 16 факторов по сравнению с 3-мя факторам теста Айзенка.

В основу тестирования был положен медицинский, клинический принцип, что к социальной работе, а психология тоже социальная деятельность, не пригодны личности с невротическими и психопатическими симптомами.

В результате были отсеяны кандидаты, у которых была определена высокая степень невротизации и психопатических качеств. Благодаря такому шагу была создана в правительстве дружная команда единомышленников, внесшая весомый вклад в развитие страны и обеспечившая ей скачек из третьего мира в первый.

Эмоциональная незрелость — это и есть высокий уровень невротизации.

Интересный факт — новых членов правительства называли людьми с «вертолетным мышлением», подчеркивая тем самым их способность к ответственному дальнодействующему, стратегическому предвидению результатов своих социальных решений.

Выводы

Учет нового психологического протокола С — Э — М — Р позволяет сделать прорыв в философии, психологии, психотерапии и педагогике, ставит гипотетические положения этих дисциплин на объективную, естественно-научную основу.

Предлагаются ТРИ НОВЫХ ЗАКОНА философии, психотерапии, психологии и педагогики.

Закон первый, закон приоритета бессознательного: «Бессознательное в психике человека — базис, оно первично; сознание — надстройка, оно вторично».

Закон второй, закон двух бессознательных: «Бессознательных в психике человека два — индивидуальное, деструктивное и видовое, конструктивное».

Закон третий, закон условия проявления нравственности: «Видовое, конструктивное бессознательное, отвечающее за нравственность, активизируется в психике при степени эмоциональной зрелости человека EQ равно или больше (+10)».

Результаты настоящей работы гармонично согласуются и взаимодополняются с тремя направлениями психологии нравственности — экзистенциально –гуманистическим, христианско-духовным и социобиологическим (естественно-научным) / 22 /.

Одновременно с этим они наиболее близки социобиологическому, естественно-научному направлению. Вот что об этом направлении пишет проф. Мироненко И.А.: «В контексте социобиологии проблема нравственности фактически снимается, замещается проблемой биологической целесообразности, оказывается подчиненной проблеме выживания вида» /22, стр. 22/.

Принципиальной новизной настоящей работы является как раз учет инстинкта сохранения вида (выживания вида) в содержании авторской 4-х частной образной модели психики.

С момента создания прежней образной 2-х частной модели Зигмунда Фрейда (1923) прошло 100 лет. Научная мысль не стоит на месте. Как видно из настоящей статьи модель З. Фрейда устарела и её использование в прежнем виде тормозит развитие психологической, психотерапевтической и социальных наук.

Уже более 10 лет (2009 г.) в психотерапии развивается гипотетическая 4-х частная био-психо-социо-духовная (нравственная) концепция психики проф. Макарова В.В., президента Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги / 23 /. Настоящая статья является экспериментальным подтверждением правомерности этой концепции и её практическим развитием.

Показано, что первейшая цель педагогики, психологии и психотерапии — достижение психологического здоровья, эмоциональной зрелости, которые напрямую связаны с нравственным воспитанием человека. Исходя из этого данная работа полностью отвечает запросу выбора духовного, нравственного пути развития системы российского образования / 20, 24 стр. 200-201/.

Предлагаю в научной и практической психологии, психотерапии и педагогике широко использовать авторскую образную 4-х частную модель психики и единую теорию психологии личности.

На наш взгляд они позволят преодолеть существующую тупиковую ситуацию в психологии и педагогике — преодолеть их глубокий методологический кризис.

Вполне возможно, что в настоящее время возникают предпосылки осуществления новой национальной идеи:

«РОССИЯ — СТРАНА ЭМОЦИОНАЛЬНО ЗРЕЛЫХ ЛЮДЕЙ» / 25 /.

Считаю, что необходимы активные действия по предложенному пути. По пути избавления России от социального рака. Для этого требуется только приказ ответственных высших должностных лиц с требованием к социальным и практическим психологам к их соответствию эмоциональной зрелости, как к допуску к социальной работе. Для этого не нужны большие материальные затраты. Тогда достаточно быстро эмоциональная зрелость граждан России станет примером для всего человечества.

Вот что по этому поводу пишет профессор Института мировых цивилизаций Анцупов А.Я. в своей монографии «Стратегическое управление»: «Стратегия выжидания для России гибельна. Спасая самих себя, мы уже вряд ли спасемся. Участвуя в спасении человечества, может быть, даже организовав это святое дело, мы обязательно спасем и Россию» / 26 /.


Дополненные и переработанные материалы доклада на Х Международном научно-практическом конгрессе психологов и психотерапевтов, Санкт-Петербург, 31.02 — 01.03.2023 года, «Четыре ошибки Зигмунда Фрейда и авторская 4-х частная модель содержания психики» («Антология российской психологии и психотерапии», стр. 115 — 121) и видео-доклада на конференции Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги «КРИЗИС ДУХОВНОСТИ» 20.05.2023

Об авторе

ТАБИДЗЕ Александр Александрович

Клинический психолог, член — корреспондент Российской Академии Естественных Наук (секция «Геополитика и безопасность»), директор Научного Центра «ПСИХОПЕДАГОГИКА» Минобрнауки РФ, доктор физико-математических наук, профессор, действительный член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги, Москва, Россия, email [email protected]

Литература

  1. Арндт Трайндл «НЕЙРОМАРКЕТИНГ. Визуализация эмоций», Москва, 2018, — 114 с.
  2. Табидзе А.А. Образная четырехчастная модель психики, содержащая два бессознательных // Психологическая газета. СПб., 7 декабря 2017. https://psy.su/feed/6500/
  3. Решетников М.М. «О социально — психологической природе деструктивного поведения, агрессивности и общемирового роста преступности». Психологическая газета 30 октября 2018 г., https://psy.su/feed/7097/
  4. Табидзе А.А. «Теория и практика генезиса психогенных заболеваний», Журнал «ПСИХОТЕРАПИЯ», 2014, №11, стр. 2-10.
  5. Максимова Н.М. и др. «Взаимосвязь моноаминергических и гормональной систем в патогенезе тревожной депрессии». Сб. научных трудов «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЭНДОКРИНОЛОГИИ»,Москва, 2007, — 197с., стр. 106-118.
  6. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. «Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование», Москва, 2014, -368 с.
  7. Ли Кунь Ю «Из третьего мира в первый», Москва «Манн, Иванов, Фарбер»,2016, -576 с., стр. 120
  8. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер «ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ» СПБ, Питер, 2016, — 608 с., стр. 312
  9. Калинский Д.А. «Система «Генетика счастья», Изд. АСТ., 2016
  10. Табидзе А.А. «О возможностях приборной диагностики», Журнал «Психотерапия», 2010, №4, стр. 29-34
  11. Козлов Н.И., Лебедев А.Н. «Опыт использования опросника Кеттелла для объективной оценки результативности психологического тренинга» https://psychologos.ru/articles/view/opyt-ispolzovaniya-oprosnika-kettella-dlya-obektivnoy-ocenki-rezultativnosti-psihologicheskogo-treninga.---n.i.-kozlovzpt-a.n.-lebedev
  12. Успенская С.Ю., Ляшенко Л.А., Табидзе А.А. «Об эффективности музыкотерапии и аутотренинга» 26 мая 2014 г. http://www.ampp.ru/files/Tabidze_Ob_effektivnosti_muzikoterapii_i_autotreninga.pdf
  13. Востриков А.А. «Теория, технология и методика продуктивной педагогики в начальной школе». Томск: Изд. Томского университета, 1999 г., — 320 с.
  14. Востриков А.А., Табидзе А.А. «Психотерапевтическая педагогика» Книга 2. Учебное пособие. Изд. «Продуктивная педагогика», Томск, 2008, -237 стр.
    14а. Востриков А.А., Табидзе А.А., «САМОЗАЩИТА ОТ ТАБАКОКУРЕНИЯ И НАРКОТИКОВ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ» Учебное пособие для учащихся, учителей и родителей. Томск, Москва, 2009, -194 с.
  15. Табидзе А.А. «О механизмах социальных конфликтов, или попытка сопоставления психоаналитической и психодеформационной концепции личности». Журнал «ПСИХОТЕРАПИЯ» 2015, №10, стр.63 — 72
  16. Табидзе А.А. «Новая парадигма психологии личности, или кто в доме хозяин?» // АНТОЛОГИЯ РОССИЙСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И ПСИХОЛОГИИ. ВЫПУСК 8. Материалы Итогового международного научно-практического конгресса (Москва, 30 октября — 3 ноября 2019) Стр.101-109 https://oppl.ru/daydjest-nauchnih-publikatsiy/novaya-paradigma-psihologii-lichnostiili-kto-v-dome-hozyain.html
  17. Табидзе А.А. «ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ПСИХОЛОГА». Материалы Всероссийского психологического форума «ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ, АКТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ», Том 1, Екатеринбург, 28 -30 сентября, 2022, стр.797— 799. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/117617/1/978-5-7996-3516-9_2022_174.pdf 18. Табидзе А.А. «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИВНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» Материалы Первого экстерриториального конгресса «Планета психотерапии», Выпуск №10, 2022, стр. 130-135 https://oppl.ru/up/files/vypuski-antologii/antologiya-v10-06.2022.pdf
  18. Багдасарян В.Э. «22.02.2022. Том 2. Русская альтернатива» Москва, Концептуал, 2022, -352 с.
  19. Собчик Л.Н. «ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. Теория и практика психодиагностики». Изд. Речь., 2005 г., — 624 с.
  20. Стрельченко А.Б. «ПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. Рецепт выживания человечества». Журнал «Психотерапия», № 10, 2011 г., стр. 129 — 131
  21. «ПСИХОЛОГИЯ НРАВСТВЕННОСТИ» Отв. Ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич., Москва, Изд. Институт Психологии РАН, 2010, -508 с., стр.5— 28.
  22. Макаров В.В. «Горизонты психотерапии». Журнал «Психотерапия», 2011, №10, стр. 47-53.
  23. Багдасарян В.Э. «Российское образование: выбор пути» / под общей ред. Архимандрита Сильвестра(Лукашенко). — Москва: Отчий дом,2019,— 336 с.
  24. Табидзе А.А. «Психофизиологические и психологические детерминанты личности как основа национальной безопасности». Сборник материалов научно-практической конференции «Безопасность личности, общества и государства в современном мире». Секция геополитики и безопасности РАЕН. Москва, 2 февраля 2017 г. — 106 с., стр.55 — 62
  25. Анцупов А.Я. «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ». Монография. 4-е издание. Москва : Проспект, 2020. — 344 с., стр. 203.

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Четырёхчастная модель психики, содержащая 2 бессознательных"
14 дек. 2017 г.
В психологии и медицине до сих ведутся жаркие дискуссии по поводу того, насколько психологические качества и психогенные заболевания человека имеют социальную обусловленность или они биологически детерминированы.
1Подробнее →
Картинка к "Дух, ум, душа и тело"
01 янв. 2006 г.
Дух — мужское начало, воля и личностная вертикаль. Дух делает душу высокой, одухотворяет ум и тело. Дух часто понимается как воля.
Картинка к "Эффективность использования модифицированного теста Кеттелла в психотерапевтической практике (Табидзе А.А.)"
01 янв. 2010 г.
В психотерапевтической практике является аксиомой тот факт, что когда человек обращается за профессиональной помощью, то он обращается с «мнимой» проблемой; сам факт обращения говорит о том , что человек не знает своих реальных трудностей . Поэтому проведение полноценной диагностики имеет исключительно важное значение для нахождения реальных причин проблемы и выработки совместных решений.
Картинка к "Фрейдизм и психоанализ"
01 окт. 2022 г.
Психоанализ, в точном значении слова, отличается от фрейдизма. Многие исследователи, которым близок психоанализ, не принимают фрейдизм.
01 окт. 2022 г.
Где источник Я, источник жизни и свободы? В биологической индивидуальности каждого человека? В социальном самоутверждении? В духовном поиске?
Картинка к "Опыт использования опросника Кеттелла для объективной оценки результативности психологического тренинга. - Н.И. Козлов, А.Н. Лебедев"
01 янв. 2006 г.
Субъективная оценка влияния психологических тренингов имеет сомнительную достоверность. Для получения более достоверной объективной оценки влияния тренинга могут быть применены психологические тесты. Рассмотрен опыт применения личностного опросника Кеттелла 16PF-C для объективизации оценки влияния тренинга на личность участников на примере базового тренинга «Синтон-программы» тренингового центра «Синтон». Показана применимость опросника Кеттелла для объективной оценки влияния тренинга. Показано значимое влияние рассмотренного тренинга на личность участников. Показано различие изменений параметров личности в процессе тренинга и по его завершении.
Картинка к "Опыт методологического анализа психологических категорий: психика, душа и личность."
01 окт. 2022 г.
В результате дискуссий, проходивших на протяжении последних лет среди православных психологов, возникло много проблем. Одна из самых ярких проблем возникла в результате обсуждения богословского понимания личности. Вывод заключался в том, что психологи не могут богословское понимание личности использовать, применить, переместить в пространство психологических обсуждений. Понятие личности в богословии и в психологии – разные понятия. И мы должны, переходя из одной дисциплины в другую, сознавать это и объяснять, как мы понимаем личность в богословии. Кроме того, основная категория психологии “психика” с точки зрения христианства вызывает массу критики, непонимания и проблем, так как “психика” - понятие значительно более узкое, чем та жизнь, которую мы обнаруживаем в себе (“душевная” жизнь или жизнь личности).
Картинка к "Психика"
01 окт. 2022 г.
Психика - внутренние информационные процессы и структуры, осуществляющие ориентировку во внешнем мире, управление своим состоянием и поведением. Внутреннее информационное пространство, делающее человека адекватным для людей и жизни.
Картинка к "Психика: взгляд О.И. Моткова"
01 окт. 2022 г.
В психологии и сегодня остаётся актуальным отысболее целостного и ясного понимания сущности, структуры и принципов развития психики живых организмов, стремление глубже разобраться в том, что стоит за устоявшимися и повторяющимися по инерции представлениями. Как традиционное, так и более современные определения психики при вдумчивом чтении вызывают вопросы, на которые пытливый ум не находит достаточно правдоподобных удовлетворительных ответов.
Картинка к "Психологические механизмы возникновения психосоматических заболеваний (Табидзе А.А.)"
01 янв. 2010 г.
В настоящей работе показано, что содержание психики человека является некоторой относительно устойчивой системой психологических качеств, особенности (или деформации) которой приводят вначале к деформациям отношений, а затем в более позднем периоде, когда истощаются защитные силы организма, к деформациям телесного здоровья в виде возникновения психосоматических заболеваний.
Картинка к "Тест Кеттелла"
01 окт. 2022 г.
Кеттелл Рэймонд Бернард (1905-1998) - англо-американский ученый-теоретик в области изучения личности. Опросник (метод психодиагностики личности) Кеттелла является многомерной методикой, оценивающей свойства нормальной личности, он описывает личностную структуру человека, выявляет личностные проблемы, помогает найти коррекционные механизмы для решения личностных проблем.
Картинка к "Зигмунд Фрейд"
01 окт. 2022 г.
Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа.