Эффективность использования модифицированного теста Кеттелла в психотерапевтической практике (Табидзе А.А.)
Автор: Табидзе А.А., доктор физ.-мат. наук, профессор, научный Центр «Психопедагогика»
В работе излагается авторский вариант теста Кеттелла. Показано, что новое представление позволяет получить наглядный психологический профиль личности человека и оценить уровень развития его эмоциональных, волевых, коммуникативных и интеллектуальных качеств.
1. Постановка вопроса
В психотерапевтической практике является аксиомой тот факт, что когда человек обращается за профессиональной помощью, то он обращается с «мнимой» проблемой; сам факт обращения говорит о том , что человек не знает своих реальных трудностей [1]. Поэтому проведение полноценной диагностики имеет исключительно важное значение для нахождения реальных причин проблемы и выработки совместных решений.
В психотерапии для дифференциальной диагностики личности обычно рекомендуется использовать опрос, наблюдение и тесты. Однако если проанализировать многочисленную литературу по психотерапевтическому консультированию можно заметить, что здесь диагностика, как правило, ограничивается знакомством с запросом клиента, его опросом, наблюдением, но без использования тестов, имеющих более высокую объективность, чем опрос и наблюдение.
Такое положение, на мой взгляд, связано со сложностью интерпретации и не наглядностью представления тестовых материалов. Здесь в первую очередь речь идёт о широко распространённом тесте Кэттелла, а точнее его графическом изображении. Проиллюстрирую вышесказанное следующим примером.
2. О некоторых ошибках интерпретации стандартного теста Кеттелла
С запросом обратилась молодая, интересная женщина, с высшим образованием, Наталья Н., желающая иметь детей (ей уже 31 год), но испытывающая трудности в создании семьи. Она социально успешна, материально и жилищно обеспечена, но мужчины надолго около неё не задерживаются. Лично ей причины такого их поведения не были ясны, и она пришла к выводу, что время бесплодного ожидания исчерпано и ей необходимо обратиться за профессиональной помощью.
Свою консультативную работу я всегда предваряю получением заполненного опросника Кэттелла 16 РF-A (для взрослых -187 вопросов). Среди множества личностных тестов, основанных на вопросниках, именно тест Кеттелла по сравнению с другими, как никакой другой, заслуженно оказывается предпочтительным, так как даёт многосторонний развёрнутый профиль личности из 16 факторов.
Ответы на все вопросы требуют не так много времени: 20—25 мин. Для обработки результатов использовалась компьютерная сертифицированная программа разработки Института психологии РАН (подразделение «Когито-Центр») [2]. Результат, полученный данной программой в графическом исполнении, представлен на рис.1.
Факторы от 4 до 7 считаются слабовыраженными.
Полученные в программе численные значения психологических факторов в стенах занесены в столбец Ф таблицы. Для удобства чтения обозначения содержания факторов - график развёрнут на 90 градусов.
Одновременно с этим программа даёт текстовое сопровождение по каждому фактору.
Следует сказать, что близкий по форме график мы получаем с помощью аналогичных программ других фирм-разработчиков - «Амалтея», «Зеркало», «Иматон». Точно такая же картина получается и с помощью ручной обработки опросников, представленных в справочниках по практической диагностике [3,4] и учебных пособиях [5]. То есть это общепринятое стандартизированное представление.
На что можно обратить внимание клиентки в этом графике? Какие можно сделать из него общие выводы и рекомендации? На мой взгляд - практически никаких.
Во-первых. Не ясно в чём заключается необходимость такого графического представления - соединение в непрерывную ломаную линию последовательно связывающую далёкие друг от друга по смыслу факторы (отчуждённость А - высокий интеллект В -эмоциональная неустойчивость С - властность Е - и т.д.).
Что такое представление графически демонстрирует? Или это сделано произвольно? Если это так, то оно здесь запутывает понимание графика. В любом случае следует обосновать и пояснить вид графика или поменять представление результатов.
Во-вторых. Некоторые явно отрицательные психологические качества, такие как «Тревожность + О», «Подозрительность+ L» и «Напряжённость+ Q4» занесены почему-то в положительный полюс. А их положительные антиподы «Спокойствие-О»,
«Доверчивость-L», «Расслабленность-Q4» в отрицательные качества. Это явная ошибка. В соответствии с логикой здравого смысла их необходимо поменять местами. Невероятно, что до сих пор на это несоответствие никто не обратил внимание. Все остальные 13 факторов, на мой взгляд, соответствуют своему месту.
И в-третьих. В начале графика рис.1. заявлена биполярность факторов в виде положительного и отрицательного полюса (например, эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость). Однако в дальнейшем почему-то интерпретация дается в однополярном виде от 0 до 10. Это видно из выражения под диаграммой: «Факторы от 4 до 7 считаются слабовыраженными». Если останавливаться на биполярном представлении факторов, то необходимо выбирать ось отсчёта, относительно которой факторы считаются или положительными, или отрицательными. В этой программе этого не сделано, хотя у других авторов такая ось отсчёта встречается.
Следует подчеркнуть, что все эти недоработки делают график не наглядным и малоинформативным, более того - бессмысленным. А обсуждение в этом случае ограничивается распечаткой текстового сопровождения отдельных 16 факторов. В результате после знакомства с их множеством клиент окончательно запутывается.
3. Предложения по модификации результатов теста Кееттелла
В настоящей работе сделана попытка преодолеть указанные недостатки и представить результаты теста в более наглядном и ясном для понимания виде. На рис. 2 представлен итог этой работы. Что было сделано?
Во-первых, предложено отказаться от ломаного графика и представить тест Кэттелла в виде диаграммы, состоящей из 4-х групп близких по смыслу факторов:
1-я группа. Эмоциональные качества - (С, L, О, Q4)
2-я группа. Волевые качества - (E, H, G, Q3)
3-я группа. Коммуникативные качества - (A, F, I, Q2)
4-я группа. Интеллектуальные качества - (B, M, N, Q1)
Можно найти работы, где даётся эта рекомендация и где выбор отдельных групп совпадает с предложенными. Но нигде эта рекомендация не доводилась до наглядного представления.
Во-вторых, предложено отрицательные по смыслу факторы (подозрительность L, тревожность O, напряжённость Q4) поместить в отрицательный полюс, а их положительные антиподы (доверчивость, спокойствие и расслабленность) в положительный на своё логическое место, т.е. поменять местами.
При замене местами этих трех факторов численные значения их стенов становятся другими - будучи максимальными, они становятся минимальными и наоборот.
Для такой корректировки, не меняя компьютерную программу, от максимального значения данного фактора равного 10 отнимаем его фактическое (например, L) и получаем его скорректированное значение L* = 10 - 9 =1, которое отличаем звёздочкой. Аналогично для O* = 10 - O = 10 -10 = 0, Q4* = 10- Q4 = 10 -10 = 0. Эти скорректированные данные мы заносим в таблицу рис. 2 в столбец Ф*.
В-третьих, для наглядности биполярности факторов предложено ось координат расположить симметрично на середине шкалы (=5). Тогда появляется возможность ввести понятие «приведённых» к этой оси факторов Ф^. В этом случае их численные значения будут Ф^ = Ф - 5.
Все эти значения «приведённых» факторов заносим в новый столбец Ф^ и располагаем на графике рис. 2 в виде наглядных черных и белых полосок, в зависимости от их знака. ЧЁРНЫЕ - это отрицательные «приведённые» факторы, БЕЛЫЕ - положительные.
Таким образом, все 16 психологических качества, представленные в приведённом виде сейчас имеют как знак (+,-), так и интенсивность (от 0 до 5), что соответствует научным измерениям.
4. Обсуждение модифицированной интерпретации теста Кеттелла
На рис. 2 сразу бросается в глаза, что вся группа эмоциональных качеств у клиентки оказалась негативной (чёрной) с высокими отрицательными значениями: эмоциональная неустойчивость С^ = -3, подозрительность L^ = - 4, а тревожность O^ и внутреннее напряжение Q4 приняли предельное отрицательное значение, равное -5.
Такое мощное негативное эмоциональное ядро и низкий самоконтроль (Q3^ = -4) явно характеризует клиентку как психологически незрелого человека. А высокие значения Е^ = +5 из волевой группы говорят о её настойчивости, властности, независимости и активной позиции в защите своих эмоциональных проявлений.
Какой мужчина будет способен долго находиться в такой атмосфере?
С другой стороны её сильные интеллектуальные качества (все «приведённые» интеллектуальные факторы - положительны, на рис. 2 они все белые) в сочетании со смелостью, уверенностью (Н^ = +3), ответственностью (G^ = +1) и опять же властностью (Е^ = +5) позволяют ей быть успешной в деловой среде.
При знакомстве с рис. 2 клиентка сказала, что впервые «увидела», кто она на самом деле и сама же ответила на свой запрос о неудачах в личной жизни. У неё был только один вопрос: «Что же делать?». Рекомендации, которые были ей даны, имели со временем положительное действие, но они выходят за рамки этой статьи и мы их опускаем.
5. Выводы
Психодиагностический метод Кэттелла в своей стандартной интерпретации имеет ошибки, которые следует устранить.
Интерпретация теста Кэттелла в предложенном модифицированном виде даёт в руки психотерапевта инструмент, способный найти и наглядно представить клиенту его психологический портрет.
Мой опыт консультирования клиентов с психосоматическими и психическими (например, МДС заболеваниями, родителей детей с девиантным поведением или с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ); работников, не способных долго удержаться на одном месте, работников коммуникативной сферы с «синдромом эмоционального выгорания» и многих других часто даёт результаты, близкие по виду с рис. 2, что показывает на несовершенство этих людей в личной эмоциональной сфере. Исходя из такого рисунка, они не могли с этим не согласиться и начинали интересоваться методами самосовершенствования.
Кроме того этот метод может быть хорошим подспорьем для любого специалиста в качестве самодиагностики.
На рис. 3 представлен в качестве примера психологический профиль человека, использующего различные психотехники для личностного роста. Из этого рисунка наглядно видны результаты этой внутренней работы - почти все «приведённые» психологические факторы располагаются в положительном секторе, что демонстрирует его оптимальные профессиональные личностные качества.
К возможностям метода может быть отнесено его использование в качестве объективизации результативности работы с клиентом до и после терапии, как это сделано в работе [6].
Разработка данной модификации была обусловлена необходимостью установления корреляции результатов приборного психодиагностического метода [7] с данными тестовой психологической диагностики.
Литература
1. Справочник по психотерапии / А.К.Васильев, Т.А.Кицына, М.В.Овсянников; под общ. ред. д.м.н., профессора Макарова.-М.: Астрель, 2009 , стр. 122
2. «Псипрофиль. Профессиональные психологические тесты». ПсиПрофиль, версия 4.01 от 14. 03.2011 для локальных ПК. «Когито-Центр», Институт Психологии РАН.
3. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие. Редактор - составитель Д.Я. Райгородский.- Самара: Издательский дом «Бахрах-м», 2005, -672 с.
4. Психодиагностика. Справочник практического психолога. Под общ. ред. С.Т. Посоховой. - М.,: АСТ; СПб: Сова,2005.-671 с.
5. Батаршев Л.А. Диагностика черт личностей и акцентуаций: Практическое руководство. - М., Психотерапия, 2006. - 288 с.
6. Козлов Н.И., Лебедев А.Н. Опыт использования опросника Кэттелла для объективной оценки результативности психологического тренинга.
7. Табидзе А.А. О возможностях приборной психодиагностики. - Журнал «Психотерапия», 2010 г., №4 (88), стр. 29-34.