Бихевиоризм, бихевиоральное направление, бихевиоральный подход
Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) в широком понимании — направление в психологии, изучающее поведение человека и животных как объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды.
Представители: Эдуард Торндайк, Иван Петрович Павлов, Джон Бродес Уотсон, Эдуард Чейс Толмен, Беррес Фредерик Скиннер, К.Л. Халл.
Бихевиоризм (бихевиоральный подход) — разновидность, одно из направлений поведенческого подхода, см.→. О всем разнообразии направлений внутри поведенческого подхода см.→
Виды бихевиоризма
В бихевиоризме различают классический бихевиоризм и необихевиоризм. Классический бихевиоризм исследует только внешне наблюдаемое поведение и не делает различий между поведением человека и других животных. Необихевиоризм, кроме исследования внешне наблюдаемого поведения, признает «промежуточные переменные» — внутренние факторы организма, служащих посредующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями. См.→
Бихевиоральное направление: миссия, видение, методы, терапия, эффективность
Бихевиоризм родился как протест против интроспекции. Бихевиоральное направление рассматривает человека как организм, как объект воздействий в полной аналогии с естественно-научным подходом. Основные методы — классическое и оперантное обусловливание. А какова эффективность? См.→
Мифы о бихевиоризме
О бихевиоризме говорят, что он:
- игнорирует наличие категории сознания, чувственных состояний и душевных переживаний;
- видит в человеке только автомат и описывает человека как робота, марионетку и машину;
- не пытается учесть когнитивные процессы, не изучает намерения или цели человека;
- не может объяснить творческие достижения в изобразительном искусстве, музыке, литературе или точных науках;
- не отводит место индивидуальному ядру личности или его самочувствию;
- по необходимости является поверхностным, не в состоянии обращаться к глубинным слоям души или индивидуальности;
- «дегуманизирует» человека, релятивирует его ценности и разрушает человека как человека;
- по необходимости антидемократичен, поскольку испытуемые подвергаются манипуляции со стороны исследователя, поэтому его результаты могли бы быть использованы скорее диктатором, чем благонамеренными государственными деятелями;
- безразлично относится к теплу и многообразию человеческой жизни, несовместим с творческой радостью в изобразительном искусстве, музыке и литературе, а также с истинной любовью к ближнему.
Возможно, это правда про какой-то этап в истории бихевиоризма, возможно такое можно сказать про некоторых исследователей. В целом же, это — мифы. См.→