Трансдисциплинарность
Трансдисциплинарность - это способ расширения научного мировоззрения, заключающийся в рассмотрении того или иного явления не ограничиваясь рамками какой-либо одной научной дисциплины. Термин был предложен Жаном Пиаже в 1970 году.
Часто употребляемые значения термина «трансдисциплинарность»
Термин "трансдисциплинарность" используется в достаточно разных значений, основными из которых являются:
- Трансдисциплинарность как своеобразная декларация, провозглашающая равные права известных и малоизвестных ученых, больших и малых научных дисциплин, культур и религий, в исследовании окружающего мира. В таком значении, трансдисциплинарность делает лигитимной любую частную точку зрения, не противоречащую знаниям научных дисциплин (1st World Congress of Trandisciplinarity (1994), Preamble. Convento da Arrábida, Portugal, November 2-6. Available: http://perso.club-internet.fr/nicol/ciret/english/charten.htm).
- Трансдисциплинарность как высокий уровень образованности, разносторонности, универсальности знаний конкретного человека. Про таких людей обычно говорят, что они обладают энциклопедическими знаниями.
- Трансдисциплинарность как своеобразное правило исследования окружающего мира. Правило сводится к тому, что проблема исследуется на разных уровнях (De Mello, M. (2001) The School of the Future, University of São Paulo, Center for Transdisciplinary Education (CETRANS)).
- Трансдициплинарность используется как некий принцип организации научного знания, открывающий широкие возможности взаимодействия многих дисциплин при решении комплексных проблем природы и общества. Следует отметить, что трансдисциплинарность в четвёртом значении позволяет учёным официально выходить за рамки своей дисциплины, не опасаясь быть обвиненным в дилетантстве. В зависимости от того, в каком количестве и в каком сочетании учёные будут использовать другие дисциплины в своём дисциплинарном исследовании, трансдисциплинарность, в четвёртом значении, будет называться мультидисциплинарностью (мultidisciplinarity), плюродисциплинарностью (pluridisciplinarity), интердисциплинарностью (interdisciplinarity) (International Center for Transdisciplinary Research (1987), Moral Project. Available: http://perso.club-internet.fr/nicol/ciret/english/projen.htm).
- Трансдисциплинарность как концепция, суть которой заключается в проведении исследований не только учеными, но и с широким участием представителей населения, политиков, предпринимателей, т.е. всех заинтересованных сторон и слоев общества. Такой подход был разработан швейцарскими учеными и носит название партнерских исследований. Такие исследования базируются на 11 принципах, включающих в себя совместное определение ключевых проблем развития, открытость и доступность информации, прозрачность финансовых обязательств, мониторинг результатов проекта и т.д. Главным же принципом является принцип равноправия всех участников исследовательских проектов.
Трансдисциплинарность в современной науке
Согласно бельгийскому ученому Э. Джаджу (Judge, A. (1994) Conference Paper. 1st World Congress of Transdisciplinarity, Union of International Associations. Available: http://www.uia.org/uiadocs/aadocnd4.htm), в современной науке существует четыре вида трансдисциплинарности.
Наиболее общим видом, является трансдисциплинарность–1. Этот вид трансдисциплинарности основывается на усилиях формальной взаимосвязи пониманий отдельных дисциплин. Он обеспечивает формирование логических мета-рамок, посредством которых, их знания могут быть интегрированы на более высоком уровне абстракции, чем это происходит в междисциплинарности. Трансдисциплинарность–1 часто используется при работе различных экспертных систем, и экспертных групп.
Трансдисциплинарность–2 имеет более тесную внутреннюю связь с личным опытом исследователя, включая медитацию. Трансдисциплинарность–2 и трансдисциплинарность–1 контрастируют с двумя другими видами трансдисциплинарности. Так, например, иллюстративное использование метафоры и образного языка может рассматриваться, как исходная форма трансдисциплинарности (трансдисциплинарность–0). В этом её отличие от другого вида трансдисциплинарности (трансдисциплинарность–3), связанной с использованием генеральных метафор, имеющих фундаментальное познавательное значение. Смотри ⇒