Синтон-подход
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Если говорить коротко, то синтон-подход — это психология здравого смысла для здоровых людей. Синтон-подход, как направление в практической психологии, сложился в процессе работы Синтона силами Н.И. Козлова и его коллег. Это самостоятельное, самобытное психологическое направление, имеющее свою философию, теорию личности, научную и методологическую базу, свою систему психологических и педагогических технологий.
Если совсем коротко. В выборе «работать с прошлым» / «работать с будущим» СП выбирает будущее. Выбирая процесс / результат — СП выбирает результат. А из результатов — выбирает не среднее, что попроще, а — вершину. Чаще ориентируется не на внутренние ощущения, а на объективные, внешние показатели, и в целом предпочитает решения не «психологические», где меняется отношение к происходящему, а «деловые», где меняется само происходящее. Мы предпочитаем не приспосабливаться к жизни, а жизнь менять.
Синтон-подход — одно из наиболее перспективных направлений российской практической психологии. Именно в рамках синтон-подхода в последние десятилетия производились наиболее серьезные научные исследования результатов тренинговой практики. Большинство тренеров, ставших сегодня звездами тренингового бизнеса России, было воспитано на базе синтон-подхода, на этой же базе сформировалось несколько десятков самостоятельных тренинговых школ. Синтон-подход в настоящее время показывает высокую результативность в области личностных тренингов и успешно применяется в консультативной практике. Важно, что синтон-подход — это очевидно интегративное психологическое направление, построенное на базе самостоятельных отечественных разработок и включающее в себя достижения многих современных психологических подходов — синтон-подход имеет свою историю, свои особенности и много черт сходства с другими популярными направлениями.
Синтон-подход материалистичен и строит свою практику в рамках исключительно научного мировоззрения. Подход базируется как на собственных научных разработках, так и на научных разработках школы Л.С. Выготского (культурно-историческая теория развития личности), разработках необихевиоризма, когнитивной психологии, современного психоанализа и гуманистической психологии, оставляя за своими пределами мистику, эзотерику и мифы житейской психологии.
В синтон-подходе человек — не только организм, приспосабливающийся к среде ради удовлетворения своих потребностей и комфорта. Человек не сводится к своему организму, он может жить как личность, приспосабливая среду к себе, руководствуясь своими целями и ценностями. Позаботиться о себе, о своем здоровье и счастье — не цель психологической работы, а лишь естественное условие, чтобы продолжить служение жизни, людям и обществу. Внимание к своему внутреннему миру, работа со своими проблемами и самосовершенствование — не самоценность и не самоцель, а способ повысить свою эффективность в делах и во взаимоотношениях с людьми.
В выборе между адаптивным поведением и развитием, синтон-подход предлагает ориентироваться на развитие. Приспособиться к жизни — менее достойная задача, чем развить себя в достойную личность и создать вокруг себя достойную жизнь. В синтон-подходе человек видится как автор, как творец собственной жизни, имеющий свободу воли и разум.
Синтон-подход — подход личностно-деятельный, в котором человек, как личность, отвечает не только за свое поведение и деятельность, за свои решения и выборы, но и за свое внутреннее поведение, за свои мысли и чувства. Осознанность нам помогает, но все наши проблемы не решит: к результату приведут только точные и энергичные действия. Намерения важны, но еще важнее результаты наших намерений — то, что мы сделали реально. Оправдания не меняют итогового результата, и человек отвечает за то, что он реально сделал — или не сделал.
Синтон-подход активно обсуждает вопросы ценностей, смыслов и направления жизни. Как подход этической направленности, синтон-подход исходит из того, что нельзя давать психологические приемы в руки тому, кто безответственно сможет использовать это как оружие против других. Важнейший момент этики синтон-подхода — представление об этикотипах, способах жизни Потребителя, Паразита, Романтика и Творца. Синтон-подход не считает достойными эгоизм и ценности индивидуального продвижения, поддерживая ценность сотрудничества. Счастье и внутреннее благополучие для синтон-подхода — не самоценность, а средство для эффективного служения людям. Оценивая свою жизнь, следует спрашивать не что я от жизни и людей получил, а что я жизни и людям — дал. Цель синтон-подхода — улучшение жизни людей средствами развития личности; строительство личности, живущей по принципу: «Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться».
«Доброе начало» в человеке для синтон-подхода не заданность, а задача. Дети рождаются с различными склонностями, но задача общества и семьи — воспитать в нем личность и человека. В синтон-подходе общество и культура — не опасные интроекты, а источник цивилизованности, то, что создало нас, как людей, что дало нам наши инструменты, наши силы и возможности, нашу индивидуальность. Синтон-подход гуманистичен по ценностям, но реалистичен по средствам работы, и осознает себя в рамках реалистической психологии. Синтон-подход практичен, ориентирован, прежде всего, не на объяснение, а на изменение. Теоретические объяснения для синтон-подхода хороши только тогда, когда они становятся рабочим инструментом, дают возможность решать поставленные задачи.
Синтон-подход успешно применяется и в тренинговой деятельности, и в консультативной практике, настаивая на сочетании и инструментального, и ценностного подхода. Синтон-подход технологичен, дает много работающих техник, начиная обычно с позиции Автора, тотального Да и внутреннего Хорошо. Лучшие разработки синтон-подхода в сфере личностных тренингов представлены в Синтон-программе, в области коучинга — в программе Дистанция. Основные черты синтон-подхода в консультировании, это перевод клиента из позиции Жертвы в позицию Автора, сочетание в себе черт коучинга и менторинга, работа преимущественно через позитив и конструктив, сочетание моментов теплой поддержки и жесткой требовательности.
Синтон-подход верит, что люди могут быть сильными, разумными и волевыми, иметь миссию своей жизни, жить по максимуму, ставить большие цели и свои цели достигать. Принципиальное отличие Синтон-подхода от других психологических концепций в том, что Синтон в первую очередь ориентирован на развитие личности, его тренинги дают мощный инструментарий к личностному росту. Однако умение разобраться с собой, убрать лишние переживания, научиться управлять эмоциями и жить счастливо — только первая задача на пути личностного роста. Следующая важнейшая задача развитой многогранной личности — добиться полноценной реализации своего потенциала, стать успешным в этом мире: в отношениях, личной жизни, в своем деле, карьере, в социуме. Синтон-подход — это психология высоких достижений. Чтобы вера в возможности человека стала реальностью, синтон-подход учит людей быть реалистичными, умелыми и эффективными. Учить — эффективнее, нежели лечить. В синтон-подходе не приветствуется негативизм. В людях есть много чего, и неверно выискивать в них прежде всего слабости, низости и проблемы, подталкивая к необходимости психотерапии. Видеть в людях нужно все, но достойнее показывать людям их сильные стороны и возможности, ориентируя на личностный рост и развитие.
Рамки синтон-подхода — позитив, конструктив, ответственность.
Психотерапия в синтон-подходе занимает то же место, что и посещение врача здоровым человеком: чем меньше, тем лучше. Душевное здоровье обеспечивается здоровым образом жизни, верной постановкой жизненных целей, умением строить отношения и жить в режиме «позитив, конструктив, ответственность». При необходимости психотерапии синтон-подход рекомендует начинать с устранения жизненно очевидных причин психологических проблем, не ища глубинных причин там, где вопрос может быть решен простым образом.
Нормализовать сон и питание, наладить физическую активность и ликвидировать элементарную психологическую безграмотность в отношении к себе и строительстве отношений — задачи первого приоритета. Не профессионально начинать копаться в раннем детстве или прошлых жизнях, не наладив эту базу.
Синтон-подход ценит человеческий разум и призывает голову не отключать, а включать почаще, не лениться думать. Разумность — это умение и привычка осмыслять все происходящее, используя все пять позиций восприятия: с позиции своих личных интересов, интересов партнера, с точки зрения внешнего наблюдателя, системного подхода и позиции служения, позиции Ангела.
В синтон-подходе существующая личность и эмоции — не самоценность, а личный инструментарий: то, из чего человек может построить себя будущего. Личностью не рождаются, личностью становятся — личностью разного уровня развития. Обязанность развитого человека — развивать свои чувства и уметь своими чувствами управлять. Вынужден подавлять свои эмоции только тот, кто своими эмоциями не владеет. Чувства должны жить в гармонии с разумом и под его началом. У развитого человека любая эмоция должна быть адресна и целесообразна.
Детство — важнейший этап, когда закладываются личные способы отношения человека с миром, и этот процесс описывается в теории социального психоанализа эмоций, одной из важнейших в представлении синтон-подхода. При этом синтон-подход ориентирует человека жить будущим. Прошлое — прошло, а настоящее — только повод для построения будущего.
Комментарии (17):
Возникла соринка, невольно бликом крадущаяся в глаз. Отдельный предмет изучения, это понятно, расписывать это на более чем предложение было весёлой затеей, однако условно "цель", о которой вы говорите в сфере "формулировки" не всегда может иметь позитивный оттенок. Вся суть сводится к тому, о чём комментатор выше обмолвился, но не в полной мере: Цель и установка у каждого разная, что подразумевает собой различные уровни социального и психического восприятия и переработки, т.к. точка изначального отчёта, а именно исключённая из общей идеи, формируемой индивидуальными задачами- не всегда терминальна. Мы имеем базисные суждения, исходя из сформированного представления, а иными словами - портация/ трансляция одной "цели" под даже схожие группы "этносов" могут иметь различные значения. На данном этапе осведомлённости мы не имеем право трактовать всё, приводя к общему знаменателю. Иными словами - любой случай индивидуальный, а детерминизм на практике доказывает нам что не каждое действие несёт последственный позитив. В остальном - благодарю за вашу точку зрения, весьма занимательно.
Я в 23 тоже все знала и всем вправляла. Теперь в 60+ поняла, что ничего не знаю и не понимаю. С СП во многом могу согласиться, но… как же «без прошлого нет будущего» и «жить здесь и сейчас»? СП говорит не копаться в прошлом и жить с ожиданием будущего. Не согласна…
Блогадарю за ваш труд.
Спасибо Вам за здравый смысл, Николай Иванович. Создать целую школу, отдельное направление на базе здравого смысла - это нужно суметь, это нужно работать, сколько иметь мудрости в голове и в сердце. Для меня вы Учитель, Николай Иванович, и мои дети будут Учиться у вас, через меня и мужа.
Благодарю!!!!