Синтон-подход

01 января 2010 г. в 07:23

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Если говорить коротко, то синтон-подход — это психология здравого смысла для здоровых людей. Синтон-подход, как направление в практической психологии, сложился в процессе работы Синтона силами Н.И. Козлова и его коллег. Это самостоятельное, самобытное психологическое направление, имеющее свою философию, теорию личности, научную и методологическую базу, свою систему психологических и педагогических технологий.

Если совсем коротко. В выборе «работать с прошлым» / «работать с будущим» СП выбирает будущее. Выбирая процесс / результат — СП выбирает результат. А из результатов — выбирает не среднее, что попроще, а — вершину. Чаще ориентируется не на внутренние ощущения, а на объективные, внешние показатели, и в целом предпочитает решения не «психологические», где меняется отношение к происходящему, а «деловые», где меняется само происходящее. Мы предпочитаем не приспосабливаться к жизни, а жизнь менять.

Синтон-подход — одно из наиболее перспективных направлений российской практической психологии. Именно в рамках синтон-подхода в последние десятилетия производились наиболее серьезные научные исследования результатов тренинговой практики. Большинство тренеров, ставших сегодня звездами тренингового бизнеса России, было воспитано на базе синтон-подхода, на этой же базе сформировалось несколько десятков самостоятельных тренинговых школ. Синтон-подход в настоящее время показывает высокую результативность в области личностных тренингов и успешно применяется в консультативной практике. Важно, что синтон-подход — это очевидно интегративное психологическое направление, построенное на базе самостоятельных отечественных разработок и включающее в себя достижения многих современных психологических подходов — синтон-подход имеет свою историю, свои особенности и много черт сходства с другими популярными направлениями​.

Синтон-подход материалистичен и строит свою практику в рамках исключительно научного мировоззрения. Подход базируется как на собственных научных разработках, так и на научных разработках школы Л.С. Выготского (культурно-историческая теория развития личности), разработках необихевиоризма, когнитивной психологии, современного психоанализа и гуманистической психологии, оставляя за своими пределами мистику, эзотерику и мифы житейской психологии.

В синтон-подходе человек — не только организм, приспосабливающийся к среде ради удовлетворения своих потребностей и комфорта. Человек не сводится к своему организму, он может жить как личность, приспосабливая среду к себе, руководствуясь своими целями и ценностями. Позаботиться о себе, о своем здоровье и счастье — не цель психологической работы, а лишь естественное условие, чтобы продолжить служение жизни, людям и обществу. Внимание к своему внутреннему миру, работа со своими проблемами и самосовершенствование — не самоценность и не самоцель, а способ повысить свою эффективность в делах и во взаимоотношениях с людьми.

В выборе между адаптивным поведением и развитием, синтон-подход предлагает ориентироваться на развитие. Приспособиться к жизни — менее достойная задача, чем развить себя в достойную личность и создать вокруг себя достойную жизнь. В синтон-подходе человек видится как автор, как творец собственной жизни, имеющий свободу воли и разум.

Синтон-подход — подход личностно-деятельный, в котором человек, как личность, отвечает не только за свое поведение и деятельность, за свои решения и выборы, но и за свое внутреннее поведение, за свои мысли и чувства. Осознанность нам помогает, но все наши проблемы не решит: к результату приведут только точные и энергичные действия. Намерения важны, но еще важнее результаты наших намерений — то, что мы сделали реально. Оправдания не меняют итогового результата, и человек отвечает за то, что он реально сделал — или не сделал.

Синтон-подход активно обсуждает вопросы ценностей, смыслов и направления жизни. Как подход этической направленности, синтон-подход исходит из того, что нельзя давать психологические приемы в руки тому, кто безответственно сможет использовать это как оружие против других. Важнейший момент этики синтон-подхода — представление об этикотипах, способах жизни Потребителя, Паразита, Романтика и Творца. Синтон-подход не считает достойными эгоизм и ценности индивидуального продвижения, поддерживая ценность сотрудничества. Счастье и внутреннее благополучие для синтон-подхода — не самоценность, а средство для эффективного служения людям. Оценивая свою жизнь, следует спрашивать не что я от жизни и людей получил, а что я жизни и людям — дал. Цель синтон-подхода — улучшение жизни людей средствами развития личности; строительство личности, живущей по принципу: «Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться».

«Доброе начало» в человеке для синтон-подхода не заданность, а задача. Дети рождаются с различными склонностями, но задача общества и семьи — воспитать в нем личность и человека. В синтон-подходе общество и культура — не опасные интроекты, а источник цивилизованности, то, что создало нас, как людей, что дало нам наши инструменты, наши силы и возможности, нашу индивидуальность. Синтон-подход гуманистичен по ценностям, но реалистичен по средствам работы, и осознает себя в рамках реалистической психологии. Синтон-подход практичен, ориентирован, прежде всего, не на объяснение, а на изменение. Теоретические объяснения для синтон-подхода хороши только тогда, когда они становятся рабочим инструментом, дают возможность решать поставленные задачи.

Синтон-подход успешно применяется и в тренинговой деятельности, и в консультативной практике, настаивая на сочетании и инструментального, и ценностного подхода. Синтон-подход технологичен, дает много работающих техник, начиная обычно с позиции Автора, тотального Да и внутреннего Хорошо. Лучшие разработки синтон-подхода в сфере личностных тренингов представлены в Синтон-программе, в области коучинга — в программе Дистанция​​​​​​​. Основные черты синтон-подхода в консультировании, это перевод клиента из позиции Жертвы в позицию Автора, сочетание в себе черт коучинга и менторинга, работа преимущественно через позитив и конструктив, сочетание моментов теплой поддержки и жесткой требовательности.

Синтон-подход верит, что люди могут быть сильными, разумными и волевыми, иметь миссию своей жизни, жить по максимуму, ставить большие цели и свои цели достигать. Принципиальное отличие Синтон-подхода от других психологических концепций в том, что Синтон в первую очередь ориентирован на развитие личности, его тренинги дают мощный инструментарий к личностному росту. Однако умение разобраться с собой, убрать лишние переживания, научиться управлять эмоциями и жить счастливо — только первая задача на пути личностного роста. Следующая важнейшая задача развитой многогранной личности — добиться полноценной реализации своего потенциала, стать успешным в этом мире: в отношениях, личной жизни, в своем деле, карьере, в социуме. Синтон-подход — это психология высоких достижений. Чтобы вера в возможности человека стала реальностью, синтон-подход учит людей быть реалистичными, умелыми и эффективными. Учить — эффективнее, нежели лечить. В синтон-подходе не приветствуется негативизм. В людях есть много чего, и неверно выискивать в них прежде всего слабости, низости и проблемы, подталкивая к необходимости психотерапии. Видеть в людях нужно все, но достойнее показывать людям их сильные стороны и возможности, ориентируя на личностный рост и развитие.

Рамки синтон-подхода — позитив, конструктив, ответственность.

Психотерапия в синтон-подходе занимает то же место, что и посещение врача здоровым человеком: чем меньше, тем лучше. Душевное здоровье обеспечивается здоровым образом жизни, верной постановкой жизненных целей, умением строить отношения и жить в режиме «позитив, конструктив, ответственность». При необходимости психотерапии синтон-подход рекомендует начинать с устранения жизненно очевидных причин психологических проблем, не ища глубинных причин там, где вопрос может быть решен простым образом.

Нормализовать сон и питание, наладить физическую активность и ликвидировать элементарную психологическую безграмотность в отношении к себе и строительстве отношений — задачи первого приоритета. Не профессионально начинать копаться в раннем детстве или прошлых жизнях, не наладив эту базу.

Синтон-подход ценит человеческий разум и призывает голову не отключать, а включать почаще, не лениться думать. Разумность — это умение и привычка осмыслять все происходящее, используя все пять позиций восприятия: с позиции своих личных интересов, интересов партнера, с точки зрения внешнего наблюдателя, системного подхода и позиции служения, позиции Ангела.

В синтон-подходе существующая личность и эмоции — не самоценность, а личный инструментарий: то, из чего человек может построить себя будущего. Личностью не рождаются, личностью становятся — личностью разного уровня развития. Обязанность развитого человека — развивать свои чувства и уметь своими чувствами управлять. Вынужден подавлять свои эмоции только тот, кто своими эмоциями не владеет. Чувства должны жить в гармонии с разумом и под его началом. У развитого человека любая эмоция должна быть адресна и целесообразна.

Детство — важнейший этап, когда закладываются личные способы отношения человека с миром, и этот процесс описывается в теории социального психоанализа эмоций, одной из важнейших в представлении синтон-подхода. При этом синтон-подход ориентирует человека жить будущим. Прошлое — прошло, а настоящее — только повод для построения будущего​​​​​​​.

Файлы:
  • Автор Н.И. Козлов
  • Синтон-подход

Комментарии (17):

Кузнецов Владимир Владимирович, 08 июня 2013 г. в 06:39
Благородная попытка создания "психологической теории всего" во имя служения гуманистическим идеалам человечества. Вы прекрасные специалисты, как в рамках теории, так и практики, и если Вы искренне верите в синтон-подход и его универсальность, то для Вас все так и есть. Лично я придерживаюсь мнения, что человеческие особи никогда не договорятся. И до конца времен будут войны, тюрьмы и перевороты. Но не по причине отсутствия психологического воспитания, профилактики психологических травм, эмоциональной сопричастности, эмпатии (столько всего понавыдумывали) и т.д., а в силу различия индивидов по строению мозга. И отсутствием взаимопонимания на уровне эволюционного развития. Общество неоднородно как мы видим. Почему один с рождения стремится к наукам, музыке, имеет пытливый и любознательный ум и такому не нужно объяснять, что в транспорте воспитанные (образованные, духовные, интеллигентные) обыватели уступают старикам, не сквернословят, несут чувство ответственности за себя и окружающих. И диаметрально противоположные, рожденные с повышенным уровнем агрессии, с ограниченными способностями к восприятию "тонких материй", героев печальных анекдотов с противоестественным половым влечением и т.д. И эти противоположности рано или поздно друг друга разорвут, поставят к стенке или сошлют в резервации. Лично мне хочется быть с первыми, но моя вера в провидение божие меня останавливает. Меня поймут немногие. У кого-нибудь появляется ощущение, когда чешутся руки и ноги, когда захлестывает желание прыгать по голове "недочеловека", сцеживающего сквозь зубы свою поганую слюну и матерящегося в присутствии жены или мамы. В такие моменты успокаиваюсь мыслями: что на навозе лучше растут цветы, что плохие на первый взгляд события приводят к хорошим последствиям, что мне ничего не стоит разбить ему голову (и многим, многим другим), но лучше я проявлю характер, внутреннюю силу и терпение. Сила проявляется только в том, к чему мы прикладываем усилия. Надеюсь, у всех НАС хватит сил, чтобы не навредить хотя бы себе.
Гость, 11 июля 2014 г. в 00:57
Уважаемый Николай Иванович, я в этом году решила учиться в Университете и получить диплом. Мне 27. До этого, всю жизнь "вправляла" мозги окружающим: когда-то это были замечательные, воспитанные люди, а когда-то и "недочеловеки", по Вашей терминологии. Ключевым моментом в принятии такого решения было, как раз, наличие позитивного результата в обоих случаях. В школе пришлось собрать 3 (!) класса мальчиков (около 40 человек) на школьной лестнице, цедящих слюну и матерящихся прямо на уроках алгебры при учителях в возрасте и девочках, и объяснить им - кто они такие, что они делают и – как, на самом деле, надо. Итог: рукопожатие, цветы на все праздники и не только мне, но и другим девочкам в параллели, полностью ушла агрессия, появилось уважение к себе и окружающим. Меня тогда на родительских собраниях звездой называли (взрослые люди эту задачу решить не могли и мой (по случайности) класс, к моменту моего туда прихода, хотели расформировывать - передумали: отпала необходимость). И все это без топтания на головах "недочеловеков". Этот и множество аналогичных примеров в моей личной, совсем не эфемерной, практике и дают мне уверенность в правильности и эффективности психологического консультирования и коучинга. А попытка "служения гуманистическим идеалам человечества" произрастает не из желания всех "договорить" и "примирить", а из неравнодушия человеческого - когда просто невозможно смотреть как люди страдают - помочь открыть им глаза на позитивные вещи, чтобы там, где мы видим быдло и необразованность - можно было увидеть возможность эту проблему решить, помочь, если не этому конкретному «недочеловеку», а предотвратить появление нового. Никто не предполагает возможность решить все проблемы разом: прогресс - это процесс поступательный и требует терпения (чтобы не топтать головы людей, а понять: что же с этой головой не так, и как это так получилось). Про тюрьмы, воины и перевороты. Я диплом писала на эту тему – поэтому не умолчу. Даже стратегию антитеррористическую разрабатывала на базе синтеза теорий о Пассионарности Льва Николаевича Гумилева и о Биогенной миграции атомов в Биосфере планеты Владимира Ивановича Вернадского. Суть вкратце в том, что биогенная миграция атомов всегда стремится к максимальному своему проявлению. Очень хорошо смысл последней теории выражается в высказывании Ремарка: "Вторая Мировая Война стала пиршеством для червей". Концепция находится на этапе гипотезы, но совершенно очевидно одно: феномен войн и национально-политических конфликтов в биосфере/ноосфере планеты восходит к процессам функционирования этносов вообще и представляет собой отдельный предмет изучения. Таким образом, к психологическому консультированию отдельных индивидуумов и коучингу феномен войн не имеет отношения (из-за несовпадения предметов исследования). В процессах функционирования целых народов и этносов задействованы совсем другие законы и закономерности. У нас хватит сил не навредить хотя бы себе в том случае, если мы сформулируем позитивную цель: дарить друг другу радость и тепло, вместо того, чтобы топтать друг другу головы (а там, по закону перехода количества в качество - и до этносов недалеко). Не хотела никого обидеть, исключительно - из неравнодушия, С уважением, Ольга
3 ответа
Гость, 04 мая 2016 г. в 13:23
Умничка! Снимаю шляпу!
Гость, 19 апреля 2020 г. в 21:49

Возникла соринка, невольно бликом крадущаяся в глаз. Отдельный предмет изучения, это понятно, расписывать это на более чем предложение было весёлой затеей, однако условно "цель", о которой вы говорите в сфере "формулировки" не всегда может иметь позитивный оттенок. Вся суть сводится к тому, о чём комментатор выше обмолвился, но не в полной мере: Цель и установка у каждого разная, что подразумевает собой различные уровни социального и психического восприятия и переработки, т.к. точка изначального отчёта, а именно исключённая из общей идеи, формируемой индивидуальными задачами- не всегда терминальна. Мы имеем базисные суждения, исходя из сформированного представления, а иными словами - портация/ трансляция одной "цели" под даже схожие группы "этносов" могут иметь различные значения. На данном этапе осведомлённости мы не имеем право трактовать всё, приводя к общему знаменателю. Иными словами - любой случай индивидуальный, а детерминизм на практике доказывает нам что не каждое действие несёт последственный позитив. В остальном - благодарю за вашу точку зрения, весьма занимательно.

Гость, 20 января 2022 г. в 20:54

Я в 23 тоже все знала и всем вправляла. Теперь в 60+ поняла, что ничего не знаю и не понимаю. С СП во многом могу согласиться, но… как же «без прошлого нет будущего» и «жить здесь и сейчас»? СП говорит не копаться в прошлом и жить с ожиданием будущего. Не согласна…

Аркадий Александров, 29 августа 2014 г. в 21:44
С самого начала нам указано, что это счастье не про нас: синтон-подход для здоровых людей! "Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным". Кто ж этого не хочет? Вот оздоровитесь сначала как-нибудь сами, а потом будет вам синтон.
Гость, 16 октября 2014 г. в 13:33
Уважаемый Аркадий! Систем оздоровления самого различного плана: от духовного и до физического - более чем достаточно в мире, и РФ в частности. Зато более чем много желающих, чтобы его/её (и далеко не деток-малых-неразумных!) "оздоровили" чуть ли не насильно, так чтобы не было заботы определиться со своей "болезнью", проявить наконец волю к победе над своими проблемами. Большинство предпочитают ни за что не отвечать пред собою, не прикладывать к себе самому никаких усилий. Да еще и желают, чтобы "оздоровители" отвечали (чуть ли не "по закону") коли оздоровить этого человека никак не получилось - потому что тот сидел пассивным сиднем, ни-че-го не желая предпринимать для себя активно... Вот этих "страждущих" еще больше в этом мире дебилов и клинических лентяев! Извините за правду-матку! Между тем, издавно известно: (с) "Дорогу осилит идущий", и (с) "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих", и это положение вещей как минимум верно всегда. То есть, "оздоровляющемуся" необходимо взять ответственность за себя только на себя. По-иному - никак!
1 ответ
Оля, 20 октября 2014 г. в 07:40
Ага. Сил на "покачать права у них есть", а направить энергию в ответственное русло - нет.
Ольга, 20 октября 2014 г. в 08:58
Аркадий, Вы проявили внимание к данной статье и к этому предмету - это конструктивное действие, которое уже характеризует Вас как здоровую личность. А формулировка "Синтон-подход для здоровых людей" - это и есть приглашение эту личность в себе разглядеть (с самого начала) и говорит лишь о том, что быть здоровым или больным - это Ваш собственный выбор.
Гость, 23 января 2015 г. в 22:11
Замечательная статья и подход очень правильный, давно такой искала и очень рада, что наткнулась. К сожалению, большинство психологов у нас ориентировано именно на то, чтобы пожизненно лечить пациента, а не помогать ему в саморазвитии. Отсюда растерянность многих из них, когда я просила порекомендовать какую- нибудь литературу и т.д. Впрочем, и многих пациентов такой подход устраивает. Есть люди, которые годами ходят к психологу, а сами даже ни одной книги не прочли на тему своей проблемы. Думаю, именно таким этот подход не подойдет. А те, кто готов взять на себя ответственность за свою жизнь и свое здоровье в том числе, могут попробовать. И, конечно, никто и ни в чем по жизни вам без вашего собственного желания и стремления не поможет. Огромное спасибо за статью и сайт вообще!
Олеся, 23 апреля 2015 г. в 13:01
Спасибо огромное, Вам, Светлана! Очень приятное и профессиональное письмо Вы мне написали. Рада, что нашла этот сайт. Благодарю за оказанное внимание и понимание. Успехов Вам, мира и добра!
Шабаев Алексей, 28 апреля 2015 г. в 17:06
Потрясающе! Хочу! Хочу научиться, освоить, применять...
Анна Егорова, 29 декабря 2015 г. в 22:32
После того, как я узнала ,что психологи делят людей на интровертов и экстравертов, я решила так: каждый человек имеет право быть на 45% интровертом и на 45% экстравертом и на 10 % тем, что есть действительно неповторимым и интересным. И поэтому статья и синтон-подход мне понравились.
Гость, 07 декабря 2017 г. в 12:56

Блогадарю за ваш труд.

Гость, 18 октября 2020 г. в 09:33

Спасибо Вам за здравый смысл, Николай Иванович. Создать целую школу, отдельное направление на базе здравого смысла - это нужно суметь, это нужно работать, сколько иметь мудрости в голове и в сердце. Для меня вы Учитель, Николай Иванович, и мои дети будут Учиться у вас, через меня и мужа.

Гость, 10 ноября 2020 г. в 23:35

Благодарю!!!!

Наира Овсепян, 12 ноября 2023 г. в 15:05
Гениально !

Материалы по теме:

01 янв. 2010 г.
Человек-организм и человек-личность
Человек иногда ведет себя как организм, иногда проявляет себя как личность.
01 янв. 2013 г.
Консультация. Как настроить клиента на работу?
Как сделать так, чтобы клиент стал выполнять рекомендации консультанта?
01 окт. 2022 г.
Научная база синтон-подхода
Синтон-подход как направление в психологии базируется как на собственных научных разработках, так и на научных разработках необихевиоризма, когнитивной психологии, современного психоанализа и гуманистической психологии.
01 янв. 2006 г.
Навыки психолога-консультанта, синтон-подход
Синтон-подход — это подход личностно-деятельный, где человек рассматривается как автор своей жизни, лично отвечающий и за свою внутреннюю жизнь, чувства и состояния, и за свое внешнее поведение, за свою жизнь в целом. Основные черты синтон-подхода в консультировании, это...
12 мая 2017 г.
Психологические тренинги, синтон-подход
Синтон работает на поддержке и позитиве, постепенно повышая уровень требовательности к участникам тренинга. Жесткие тренинги редки, проводятся только с подготовленными и предупрежденными об этом участниками. (Радикальное отличие от Лайфспринга).
01 окт. 2022 г.
Рамки синтон-подхода
Мы не грузим без нужды страхами, люди с позитивным мировосприятием более успешны. Мы не вешаем на людей негативные ярлыки без доказательной базы: возможно, перед нами не трудоголик, а человек, любящий свое дело.