Этическая направленность
Этическая направленность - направленность на делание и утверждение добра.
Этическая направленность воплощается по крайней мере в двух своих сторонах - в гуманистическом подходе и подходе нравственного долга. Гуманистический подход реализует мягкую, материнскую модель любви, подход нравственного долга - требовательную отцовскую.
Гуманистический подход реализует себя преимущественно в психотерапии, в оказании помощи людям, оказавшимся в трудной ситуации. Гуманистический подход избегает учить, он склонен принимать человека, какой он есть, и помогать ему на пути его роста.
Подход нравственного долга реализует себя преимущественно в синтон-подходе, психологии развития, в работе со здоровыми людьми, готовыми ставить перед собой серьезные жизненные задачи. Подход нравственного долга учит и воспитывает, требует от человека постоянной учебы и развития, ставит человеку социальные задачи, задает ему нравственные ориентиры и идеалы. См.→
Главный выбор практического психолога: психотерапевт или психолог-педагог
В области практической психологии можно работать и консультантом, и тренером, при этом главным выбором все равно остается: ты скорее психотерапевт либо скорее педагог? Ты лечишь или ты учишь? Чаще всего сегодня этот выбор совершается в сторону психотерапии.
Вначале это представляется вполне романтично: "Я буду помогать людям в трудных ситуациях", вскоре приходит видение, что психолог-консультант легко превращается в сотрудника службы быта, ремонтирующего на скорую руку загнивающие экземпляры.
Однако с каждым годом растет понимание, что от непосредственной помощи людям с проблемами нужно переходить к профилактике, предупреждая появление проблем. Что нужно заниматься психологией развития, что именно это оказывается тем перспективным направлением, которое создаст нового человека и новое общество.. Психолог должен учиться становиться педагогом. См.→
Разрешено ли психологам ставить педагогические цели?
Кажется, что вопрос странный, но еще неожиданнее будет ответ: пока такого разрешения нет, пока психологи, ставящие перед собой педагогические цели, воспитывающие людей, учащие людей доброму, подставляют себя под обстрел. Педагогика спасается тем, что она воспитывает маленьких детей. Как только мы переходим к воспитанию взрослых, сразу звучит серия непростых вопросов: "Кто вам разрешил определять, куда жить конкретному человеку? На каком основании вы берете на себя право определять, что для человека плохо, а что хорошо? См.→