Разрешено ли психологам ставить педагогические цели
Разрешено ли психологии ставить педагогические цели, воспитывать людей, учить их доброму?
Кажется, что вопрос странный, но еще неожиданнее будет ответ: пока такого разрешения нет, пока психологи, ставящие перед собой педагогические цели, подставляют себя под обстрел.
Последние несколько десятилетий в психологии были негласно запрещены дипломные и диссертационные работы, содержащие слово "формирование" применительно к личности. В гуманистической идеологии считается, что человек не может формироваться, он может только расти и развиваться на основании внутреннего потенциала. А формирование - это вмешательство в святая святых: жизнь свободной личности.
Педагогика спасается тем, что она воспитывает маленьких детей. Как только мы переходим к воспитанию взрослых, сразу звучит серия непростых вопросов:
- Кто вам разрешил определять, куда жить конкретному человеку? На каком основании вы берете на себя право определять, что для человека плохо, а что хорошо?
- Когда вы формируете человеку его ценности, предъявляете ли вы весь свой инструментарий, чтобы он мог его оценить и одобрить? Если вы влияте на ценность и личность человека без его ведома и согласия, понимаете ли вы, что вы занимаетесь манипуляциями?
Эти вопросы - важные и нужные. Плохо, когда ими бьют по рукам.
Но психологи, которые тянутся к практике - к практике тянутся все равно. Что же им делать в этой ситуации? Два типовых решения - или заниматься педагогикой втихую, или заниматься психотерапией в открытую. Потому что психотерапией психологу заниматься - все-таки можно. Потому что здоровым помогать нельзя, а больным - можно.
Когда ребенку или взрослому человеку уже откровенно плохо, тут специалистов зовут: помогите! Собственно, практическая психология по крайней мере в России и родилась именно из психотерапевтической деятельности, и до сих пор консультирующий психолог чаще именуется психотерапевтом.
Главный выбор практического психолога: психотерапевт или психолог-педагог
В области практической психологии можно работать и консультантом, и тренером, при этом главным выбором все равно остается: ты скорее психотерапевт либо скорее педагог? Ты лечишь или ты учишь? Чаще всего сегодня этот выбор совершается в сторону психотерапии.
Вначале это представляется вполне романтично: "Я буду помогать людям в трудных ситуациях", вскоре приходит видение, что психолог-консультант легко превращается в сотрудника службы быта, ремонтирующего на скорую руку загнивающие экземпляры.
Однако с каждым годом растет понимание, что от непосредственной помощи людям с проблемами нужно переходить к профилактике, предупреждая появление проблем. Что нужно заниматься психологией развития, что именно это оказывается тем перспективным направлением, которое создаст нового человека и новое общество.. Психолог должен учиться становиться педагогом. См.→