Психология и психотерапия
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Психология изучает внутренний мир и поведение не просто нормального человека, но душевно здорового человека. Если же человек переживает проблемы, душевную боль, помощью в этом занимается уже психотерапия.
Психотерапия в узком смысле, как психологическое лечение, оказание человеку ситуативной душевной помощи и поддержки в трудных для него жизненных ситуациях, есть не что-то отдельное от психологии, а является одной из частей, а именно — важной частью практической психологии, наряду с психологией обучения и психологией развития.
В психологической практике психотерапевтическая, обучающая и развивающая работа достаточно тесно переплетаются, иногда используются одновременно. Тем не менее, важно эти подходы различать. Когда на развивающие тренинги попадает пациент, нуждающийся в психотерапии, страдает и сам пациент, и участники тренинга рядом с ним. Когда на психотерапевтические сессии (которые иногда неточно могут быть названы тренингами личностного роста) попадает бодрый и здоровый человек, у него:или сформируется превратное мнение о том, что такое рост и развитие личности («Это для больных!»), или он сам на некоторое время станет больным. См.→
Когда же психотерапию понимают как нечто существенно более широкое, когда психотерапия понимается как самая разнообразная деятельность, направленная на избавление человека от проблем (эмоциональных, личностных, социальных), включая консультирование, помощь в личностном росте, философствование и взаимное исследование человеческой души, то психотерапия из раздела практической психологии поднимается до уровня сопредельной науки, отношения с которой психологии еще предстоит выяснять.
Взаимоотношения психологии и психотерапии достаточно сложны. В академической психологии место психотерапии сильно преуменьшено, в практической психологии — сильно преувеличено.
Похоже, что академическая психология, по крайней мере советского периода, всегда хотела отчитаться перед правительством в том, что наши люди полностью душевно здоровы и особенных проблем не имеют. Их мышление обычно объективно отражает действительность, их понятия достаточно быстро из житейских возвышаются до научных, и только эмоции вносят субъективно-личностный компонент в эту светлую картину.
Перефразируя известное высказывание «В Советском союзе секса нет!», можно аналогично сформулировать негласный тезис академической психологии «В Советском Союзе психотерапия неактуальна!»
Что касается бурно развивающейся практической психологии, то она родилась из психотерапии и энергично раскручивает преимущественно психотерапию. Чем больше людей уверятся, что психотерапия нужна каждому, что 50 часов индивидуальной психотерапии — уже совсем прожиточный минимум, тем больше у практической психологии окажется клиентов... См.→
В области практической психологии можно работать и консультантом, и тренером, при этом главным выбором все равно остается: ты скорее психотерапевт либо скорее педагог? Ты лечишь или ты учишь? См.→
Главный выбор практического психолога: психотерапевт или психолог-педагог
В области практической психологии можно работать и консультантом, и тренером, при этом главным выбором все равно остается: ты скорее психотерапевт либо скорее педагог? Ты лечишь или ты учишь? Чаще всего сегодня этот выбор совершается в сторону психотерапии.
Вначале это представляется вполне романтично: «Я буду помогать людям в трудных ситуациях», вскоре приходит видение, что психолог-консультант легко превращается в сотрудника службы быта, ремонтирующего на скорую руку загнивающие экземпляры.
Однако с каждым годом растет понимание, что от непосредственной помощи людям с проблемами нужно переходить к профилактике, предупреждая появление проблем. Что нужно заниматься психологией развития, что именно это оказывается тем перспективным направлением, которое создаст нового человека и новое общество.. Психолог должен учиться становиться педагогом. См.→