Лечить или учить?
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
«...Нельзя оставлять без внимания то, что ложные невротические пути становятся закоренелыми привычками и что, несмотря на все понимание, они не исчезают до тех пор, пока не заменяются другими привычками, приобрести которые можно только благодаря обучению». (Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. 1993, с.27).
Если у человека возникли психологические трудности, его обычно направляют к психотерапевту. Это традиция, она сложилась уже достаточно давно, но что происходит у человека там, на психотерапии? Самый простой и естественный ответ — там человека лечат. Лечат душевную боль, освобождают от зависимостей или неоправданного чувства вины, помогают найти силы, чтобы человек встречал будущие жизненные трудности более подготовленным. Это бывает действительно необходимо, но ориентация «лечить» как основная — является скорее ошибочной. Правда, что многим клиентам действительно нравится, когда их лечат, но для них же было бы больше пользы, если бы их начали учить: как грамотно строить отношения, как налаживать контакты на работе и с близкими, как управлять своими эмоциями... Собственно, ответственные психотерапевты это прекрасно осознают и в большой степени так или иначе делают.
Известный критик сложившихся традиций психотерапии и защитник прав клиентов, юрист Лоренс Стивенс не случайно в своем обзоре признаний образовательного характера психологической помощи первым упоминает А. Эллиса: «В своей книге «Новое руководство по рациональной жизни» Альберт Эллис, доктор философских наук, нью-йоркский психолог, и Роберт А. Харпер, доктор философских наук, говорят, что они следуют «образовательной, а не психодинамической или медицинской модели психотерапии».
В своей книге «Подготовьтесь, настройтесь на то, чтобы сделать психотерапию успешной для Вас» психотерапевт и профессор психологии, доктор философских наук Харви Л. Сакстон пишет: «Что является психотерапией? Психотерапия — просто вопрос переучивания. Переучивание подразумевает отказ от устаревших понятий и знакомство с новыми и осуществимыми. Пациенты, в некотором смысле, подобны студентам; они нуждаются в способности и готовности участвовать в процессе переучивания».
В книге «Когда разговор недешев, или как найти правильного врача, когда Вы не знаете, с чего начать» психотерапевт Мэнди Афтел и доктор философских наук, профессор Робин Лакофф говорят: «Терапия… — форма образования. Поскольку так называемая психотерапия — форма образования, а не терапия, то Вам нужен не доктор или врач, а человек, квалифицированный для того, чтобы обучить Вас в той области, в которой у Вас возникла трудность. Тот, кто заявляет, что является экспертом благодаря «профессиональной» программе обучения психотерапии, редко, если вообще когда-либо, будет лучшим советчиком для Вас» (Документ с сайта http://elena.romek.ru).
В любом случае, лечить или учить — не единственный выбор. Если у человека травма, вначале ему оказывают первую помощь, только потом — лечат, а еще позже — учат, как травм избегать.
Если клиент пришел к нам, как к специалисту-психологу, за элементарной консультацией, то у нас нет нужды его ни учить, ни лечить. «К какому психологу вы порекомендуете обратиться по такому-то вопросу?» — «К Иванову Ивану Ивановичу, запишите телефон». Все. Или «С какой периодичностью стоит фиксировать свои дела при учете времени?» — «15 минут — оптимальная периодичность!» — Аналогично: человеку была нужна информация — мы ее дали. Если это и называется «учить», то в самом простейшем смысле, как дополнительное информирование, а не в смысле освоения новых знаний или обучения новым навыкам. К счастью или к сожалению, но чаще люди приходит к психологам с более трудными запросами, где простое информирование уже будет недостаточным. Если клиент жалуется «Я все время возражаю. Что мне делать?» — то понятно, что рекомендация «Перестаньте возражать» не годится. И тогда перед психологом стоит выбор: лечить человека, или его учить?
В соответствии с синтон-подходом правильная последовательность работы с как-либо адекватными людьми, это Учить — Лечить — Учить. Сначала пробуем обучать. Если обучение не проходит и мы сталкиваемся с проблемами, требующими лечения — лечим. Подлечили — завершаем работу снова обучением.
Там, где человека можно как учить, так и лечить, начинать нужно с обучения. Психотерапию следует подключать только в том случае, если обучение буксует, оказывается неэффективным.
Например?
Если человек много возражает, но хочет научить себя конструктивному общения, начать нужно не с лечения, не с психотерапии, а с отработки упражнения Тотальное ДА. Если это оказалось успешным — все здорово, это полезная учеба и психотерапия не нужна. А если вдруг у человека затруднения — или вообще, или по определенным темам, или с определенными людьми, и причины непонятны, то нужно разбираться снова. И, возможно, тут уже понадобится психотерапия.
Возможно, обучение наткнулось на какие-то блоки, внутренние ограничения, внутриличностные проблемы, человек прошел необходимую психотерапию и мешающие блоки снял. Все? Нет. Снятие блоков не означает усвоения необходимых навыков, так же как шоссе, свободное от автомобильных пробок, не значит, что вы приехали в пункт назначения. Теперь, когда человеку учиться ничто не мешает, учеба должна быть продолжена и завершена.
Человеку помогли понять его условные выгоды от возражений, он освободился от желания возражать. Но если теперь у него уже нет желания возражать, у него еще не появилось умений слушать, слышать и грамотно соглашаться с собеседником. Теперь этому можно и нужно учиться.
Человека все время тянуло к негативу, он все время видел плохое и в себе, и в других. С этой проблемой поработал хороший психотерапевт и эту проблему, связанную с трудными ситуациями в детстве, успешно решил. К негативу человека более не тянет. Значит ли это, что этот человек станет светлым, позитивным и солнечным? Нет. Это отдельная работа, и захочет ли человек пройти не всегда простой путь к этой цели — вопрос отдельный.
Психотерапия бывает необходима, но психотерапия почти всегда недостаточна. Она лечит, но не учит, поэтому завершать нужно — учебой.
Склонность лечить или учить
Тот, кто в большей степени лечит — скорее психотерапевт. Кто в большей степени учит — скорее психолог (например, коуч, консультант или психолог-тренер).
Видение психотерапевта: «Если человек пришел, значит, двигаться к его целям ему что-то мешает». У человека какие-то блоки, какие-то внутренние личностные ограничения. И это не просто отсутствие конкретных знаний, это что-то системное, мешающее самому набираться опыта. Это что-то, чему нельзя просто научить, это что-то, что нужно в человеке поправить.
Цитата, которую приписывают Эрику Берну: «Сам себе психолог — это как сам себе стоматолог. Больно, неудобно и чревато осложнениями...». Психотерапевт не учит, а исправляет и лечит.
Видение психолога, или психолога-тренера: «Если человек пришел, значит, он двигаться вперед хочет!» Поможем конкретными знаниями (это консультация), подскажем, как эффективнее обогащаться опытом, как самому стать тем, кто знает и может учить других (психологическое обучение, обучение универсальным навыкам). Психолог-тренер не лечит, а учит.
Если на тренинге по семейным отношениям ведущий рассказывает о разнообразии семейных проблем и, главное, о их причинах (лежащих в детстве людей, в их отношениях с родителями или другими близкими, лежащих в его бессознательном), после чего осуществляются процедуры, снимающие (в какой-то степени) эти причины, это работа психотерапевтическая. Если же ведущий тренинга рассказывает, как строятся здоровые отношения, отношения с пониманием, близостью и любовью, и потом учит такие отношения воспроизводить в разных ситуациях (идет тренировка, отработка) — это здоровая психология.
«У меня пока нет пары, зачем мне тренинг?» — «Именно вам тренинг более всего подходит. Если у вас пара уже есть, скорее всего ваши отношения уже сложились и не вполне оптимальны. Оптимально приходить тем, кто отношения только планирует выстраивать, кто еще только учится!»
Аналогичная ситуация при работе со страхами. Можно страхи клиенту просто снять, но без нас клиент повторить эту процедуру не сможет — вы вылечили, но не научили. Это психотерапия. Если мы сняли страх, а потом научили клиента делать это самостоятельно — была и психотерапия, и психология обучения. Если изначально научили работать со страхами, и клиент снял себе страх самостоятельно — состоялась психология обучения (развития) без психотерапии.
Констатировать себя или себя переделать
Констатирующий и скорее психотерапевтический подход — это воспринимать личность как данность. Что есть — то есть. И искать возможности такую, как есть, личность наилучшим образом приспособить к жизни. Второй подход, более деятельный и чаще характерный для психологии развития, утверждает, что личность — это проект. См.→