Альберт Эллис
А́льберт Э́ллис (англ. Albert Ellis; 27 сентября 1913, Питтсбург — 24 июля 2007, Нью-Йорк) — американский психолог и когнитивный терапевт, автор рационально-эмоциональной поведенческой терапии (англ. rational emotive behavior therapy), подхода в психотерапии, рассматривающего негативные эмоции и дисфункциональные поведенческие реакции как появляющиеся не вследствие опыта самого по себе, а вследствие интерпретации этого опыта, то есть как результат неверных когнитивных установок — иррациональных верований (англ. «irrational beliefs» — см. Модель ABC). Также был известен как сексолог и один из идеологов сексуальной революции.
Создал Институт Альберта Эллиса (The Albert Ellis Institute) и являлся его президентом.
Альберт Эллис (1913-2007) родился в Питтсбурге, штате Пенсильвания, и рос в Нью-Йорке. У него были брат и сестра, которые были соответственно моложе его на 19 месяцев и на 4 года. Его отец большую часть времени физически отсутствовал. Его мать-еврейка была склонна смотреть на все сквозь пальцы и «была гораздо больше погружена в собственные удовольствия и самовозвеличивающую деятельность, чем в понимание и заботу о своих детях» (Ellis, 1991a, p. 3). В возрасте 12 лет он обнаружил, что его родители развелись. Другой травмой детства было то, что в возрасте четырех с половиной лет Эллис чуть не умер от тонзилита и нефрита, и в течение следующих нескольких лет его часто клали в больницу. В детстве и юности Эллис был необычайно застенчив и сосредоточен на себе и очень боялся говорить публично. Однако он хорошо успевал в школе и развил навыки по решению проблем, чтобы извлечь максимум из своего трудного детства. Например, когда ему было 19 лет, чтобы преодолеть свою застенчивость в общении с женщинами, он вынудил себя говорить с сотней девушек подряд в Ботанических садах Бронкса (Dryden, 1989).
В 1934 году, несмотря на раннюю мечту стать Большим Американским Романистом, он получил степень бакалавра по руководству бизнесом в университете города Нью-Йорка. Первоначальные его занятия включали бизнес по подбору брюк ко все еще годным к употреблению пиджакам и должность начальника отдела кадров фирмы по торговле подарками и галантереей. Эллис посвящал большую часть свободного времени созданию беллетристики. Отчасти из-за трудностей с опубликованием его повестей, Эллис обратился исключительно к научной литературе, особенно сосредоточившись на «сексуально-семейной революции”.
Обнаружив, что консультировать ему нравится так же, как писать, в 1942 году Эллис поступил на клинические курсы психологии в университет Колумбии, получив степень магистра в 1943 году. Вскоре после этого Эллис открыл небольшую частную практику по брачному и сексуальному консультированию. В 1947 году Эллис получил докторскую степень в университете Колумбии за диссертацию по личностным вопросникам, более ранняя диссертация, посвященная любви, была подвергнута цензуре до того, как началась серьезная работа над ней. Цель Эллиса состояла в том, чтобы стать выдающимся психоаналитиком, и поэтому он прошел обучающий анализ с аналитиком из группы Карен Хорни и начал заниматься психоанализом под руководством своего преподавателя. С 1948 по 1952 год Эллис работал в Клинике психической гигиены Нью-Джерси, сначала как главный психолог Диагностического Центра штата Нью-Джерси, а затем как главный психолог всего штата Нью-Джерси. Он также продолжал частную практику в Нью-Йорке.
В течение некоторого времени Эллис применял в брачном и сексуальном консультировании активно-директивные методы. Прежде, чем проходить анализ, Эллис также справился со многими из собственных проблем путем чтения и применения философии Эпиктета, Марка Аврелия, Спинозы и Бертрана Рассела, поэтому он начал преподавать клиентам философские принципы, которые помогли ему. Между 1953 и 1955 годами Эллис все более и более восставал против психоанализа и начал называть себя скорее «психотерапевтом», чем «психоаналитиком». Он пишет: «В начале 1955 года я, наконец, завершил РЭТ» (Ellis, 1991a, p. 15). Он представил первый научный доклад о РЭТ на ежегодной конференции Американской Психологической Ассоциации в Чикаго 31 августа 1956 года.
В 1959 году Эллис основал компанию «Институт рациональной жизни», теперь называемый Институтом рационально-эмоциональной терапии, как некоммерческую научную и образовательную организацию для обучения принципам рациональной жизни. С тех пор Эллис жертвовал все лицензионные платежи и доход от клиентов и семинаров Институту. В 1964 году Институт купил большой нью-йоркский особняк, где он и размещается до сих пор. В настоящее время в нескольких городах в Соединенных Штатах и в других странах Институт имеет отделения, занимающиеся распространением рационально-эмоционально-поведенческого подхода.
Эллис — человек безграничной энергии, вероятно генетически унаследованной от «двух чрезвычайно энергичных родителей, которые прожили разумно долгую жизнь и были активными до последнего дня» (Dryden, 1989, p. 545). Большую часть времени он проводит в работе. Хотя ему за восемьдесят, в течение типичной недели в Нью-Йорке он занимается с 70 индивидуальными клиентами (главным образом, получасовые сессии) и ведет пять терапевтических групп. Кроме того, по пятницам он проводит двухчасовые вечерние семинары, где публично беседует с людьми, и в уик-энд он посвящает время работе над книгами, исследованиями и письмами (Palmer, 1993a). Эллис также проводит многочисленные симпозиумы и семинары в Америке и за границей и использует время путешествия, чтобы писать и читать.
Работа является главным приоритетом Эллиса. Однако, он был женат и дважды разведен, а также имел отношения с множеством других женщин. Начиная с 1964 года, у него возникли устойчивые отношения с Джанет Вольф (Janet Wolfe), и он отмечает, что его жизнь «была бы лишена значительной доли смеха, сердечности и интимности без нее» (Dryden, 1989, p. 541). Альберт и Джанет не имеют детей, так как посчитали, что было бы несправедливо, если бы из-за больших требований, предъявляемых его работой, он был бы неспособен тратить на них много времени.
Работа Эллиса вызывает разногласия в оценках. Его идеи РЭПК бросили вызов психоаналитической и роджерианской ортодоксиям. Его идеи относительно секса бросили вызов обычной этике. Кроме того, Эллис не боялся высказывать свое мнение. Однако за прошлые 20 лет или около того когнитивные поведенческие идеи становятся все более и более модными, и Эллис теперь считает себя отцом РЭПК и дедушкой когнитивно-поведенческого консультирования. Эллис получил многочисленные почести и награды, включая главную награду Американской Психологической Ассоциации за выдающийся профессиональный вклад в знание (the American Psychological Association's major award for Distinguished Professional Contributions to Knowledge) и главную награду за профессиональное совершенствование Американской Ассоциации Консультирования (the American Counselling Association's major Professional Development Award).
Эллис всегда был плодовитым автором, еще до вступления в сферу психологии. Он опубликовал более 600 научных статей в психологических, психиатрических, и социологических журналах и антологиях. Кроме того, он является автором или редактором более чем 50 книг и монографий, включающих в себя: Sex without Guilt («Секс без вины»), Reason and Emotion in Psychotherapy («Разум и эмоции в психотерапии»), Humanistic Psychotherapy: The rational-emotive approach («Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход»), A New Guide to Rational Living («Новое руководство по рациональной жизни») (в соавторстве с Робертом Харпером), Overcoming Resistance: Rational-emotive Therapy with Difficult Clients («Преодоление сопротивления: рационально-эмоциональная терапия с трудными клиентами»), The Practice of Rational-emotive Therapy («Практика рационально-эмоциональной терапии») (в соавторстве с Винди Драйден), и How to Stubbornly Refuse to Make Yourself Miserable about Anything — Yes, Anything! («Как решительно отказаться от того, чтобы что бы то ни было делало тебя несчастливым. Да, что бы то ни было!») Эллис также известен своими рационально-юмористическими песнями типа «Прекрасной жалобы», исполняемой на мелодию «Прекрасного мечтателя» Стивена Фостера, первые две строки которой звучат так (Ellis, 1988, p. 123): «Прекрасная жалоба, почему мы должны расстаться, когда мы жили одной жизнью с самого начала?» Помимо юмора, руководящими принципами работы Эллис были «наука, эффективность, честность, революционность и страстный скептицизм» (Ellis, 1991a, p. 30).