РЭПТ: Рационально-эмоционально-поведенческая терапия А. Эллиса
Редактор: проф. Н.И. Козлов
Рационально-эмоционально-поведенческая терапия разработана Альбертом Эллисом.
Называлось в разное время и называется сегодня разными специалистами по разному: РЭТ (рационально-эмоционально терапия), РЭПК (рационально-эмоционально-поведенческое консультирование), РЭПТ (рационально-эмоционально-поведенческая терапия).
Скачать Уолен С., ДиГусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмоционально-поведенческая психотерапия.doc
Главная цель РЭПТ — обучение рациональной социальности. РЭПТ — не лечение, не психотерапия, а изменение поведения: обучение и тренировка. Обучение научно (рационально) осмысленному опыту совладания с жизненными проблемами, со своими чувствами и поступками и тренировка навыков мышления и рационального поведения.
»РЭПТ также содержит профилактическое обучение и, возможно, поэтому может по-настоящему называться, вместо закрепленного медицинского термина психотерапия, изменением поведения, или обучением» (Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. / Пер. с англ. — СПб.: Изд-во Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — С. 45.). См.→
Традиционное название «психотерапевт» в данном случае более уместно заменять на «тренер-консультант в области жизненных (социальных) навыков». Или: социо-тренер, социо-консультант.
Теоретические представления РЭПТ
РЭПТ считает, что фактически все проблемы людей являются результатом иррациональных верований (мистического мышления, веры в некритически усвоенные «следовало», «нужно» и «должен») и поэтому могут быть прямо и непосредственно устранены строгим следованием эмпирической реальности (Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. / Пер. с англ. — СПб.: Изд-во Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — С. 45).
Базовый постулат: люди сначала интерпретируют ситуации в соответствии со своими укоренившимися верованиями, а затем действуют на основе этих интерпретаций.
«Если верования не меняются, не происходит и улучшения. Если изменяются верования, изменяются и симптомы. Верования функционируют как небольшие операциональные блоки». (А. Бек)
Три базовых принципа работы с верованиями:
- Люди испытывают проблемы не из-за событий, а в результате восприятия их через призму верований.
- Не важно, когда ты приобрел то или иное верование, ты до сих пор его придерживаешься, если испытываешь соответствующие проблемы. Это принцип приоритета настоящего времени (его не надо путать с гештальтистским принципом «здесь-и-сейчас»).
- Нет иного способа справиться с этим, как работать и практиковаться всю оставшуюся проклятую жизнь! (There is no way but work and practice the rest of your damn life!) Это принцип конкретной и регулярной работы. В одном из своих выступлений А. Эллис сказал, что самая важная вещь в РЭПК — это просто «работа, работа, работа... (Документ интернета: http://www.fenichel.com/Beck-Ellis.shtml)».
Модель ABC
Модель ABC (иногда — «A-B-C», в расширенном варианте — «ABCDE») — ядро теории РЭПТ. Другие названия «моделью терапевтических изменений» и «ABC-теорией личности». Описывает не только процесс возникновения ошибочных эмоций и поведения, но как устранять их причины.
- «А» (активаторы, англ. activating events) — это любые текущие события или собственные мысли, чувства, поведение в связи с этими событиями, а, возможно, воспоминания или мысли о прошлом опыте.
- «В» (англ. beliefs) — верования.
- «С» — следствия (англ. consequences).
В «А» каждый человек привносит что-то свое, а именно свои убеждения, цели, физиологическую предрасположенность, установки, взгляды — «В» (англ. beliefs). И уже «В» приводит именно к тому, а не иному «С» — следствию (англ. consequences).
«А», «В» и «С» тесно связаны, и ни один из этих элементов не может существовать без других. Чтобы изменить «С», нужно или изменить непосредственно «А» (самый неглубокий уровень психотерапевтических изменений), или осознать, что «В», ведущие к иррациональным «С», иррациональны, проверить это в опыте и принять вместо конкретных иррациональных «В» конкретные рациональные. Или же, в идеале, в случае самого глубокого и эффективного терапевтического изменения, произвести философское реструктурирование иррациональных воззрений.
Рациональные и иррациональные верования
Рациональные взгляды ведут к продуктивному поведению, то иррациональные верования — к саморазрушению и ошибочному, иррациональному поведению. А именно, запускаются следующие процессы:
- драматизация) — «А» оценивается как ужасное более, чем на 100 %. Начинается с «это не должно быть настолько плохо…»;
- осуждение) — те, кто не делает того, что «должны» (в том числе по отношению ко мне самому) — «плохие», «недостойные», «недочеловеки» итп.
Три корневых иррациональных верования по А.Эллису: «Все сводится к трем вещам:
- Я должен все делать хорошо.
- Все должны обращаться со мной хорошо.
- Мир должен быть легким для меня». См.→
В частном случае — это замена абсолютистских требований («должен» и «обязан» — «должнонанизм», философия абсолютного долженствования) — на рациональные относительные предпочтения в данной конкретной ситуации. В общем — это принятие гибкой установки по отношению к жизненным событиям в целом.
Какие верования не трогаем
Любые специфические идеологические, политические или религиозные верования остаются личным делом как клиента, так и консультанта.
На Западе немало представителей различных конфессий обращаются к РЭПК и как к инструменту пасторского консультирования, и как к методу самопомощи, не поступаясь при этом самой верой.
Конструктивные и неконструктивные эмоции
В РЭПТ проводятся различия между конструктивными и неконструктивными эмоциями: например, гнев неконструктивен, в то время, как недовольство является стимулом к изменению нежелательного положения вещей и, таким образом, является конструктивным.
Этапы работы с мешающими клиентам верованиями:
- Аналитическое диагностирование верований.
- Раскачивание и размягчение верований клиента
Метод критической дискуссии. А. Эллис проводит всего лишь 30-минутные сессии (сравни с многочасовыми сессиями у фрейдистов).
Когда клиент начинает осознавать и фиксировать в словах свои патогенные мысли, к каждой из них задается вопрос: «На каком основании Вы считаете эту мысль верной?» Этот вопрос возникает из предположения, что все верования индивида существуют в его сознании благодаря тому или иному обоснованию. А. Эллис подчеркивает: «Я пытаюсь показать на протяжении всей сессии, что всегда есть «обоснование» определенного верования». Преобладающая часть этих обоснований покоится в виде невостребованных к осознанию когниций, поскольку в сложившихся культурах и в системе современного образования практически отсутствуют ситуации, в которых бы осознанно ставились под вопрос и аналитически формулировались многие ключевые мировоззренческие верования индивида.
- Замена их более гибкими и рациональными
- Вживление новой привычки: длительная и регулярная тренировка в пресечении рецидивов ложных верований и в применении верований рациональных
Эта работа, обеспеченная в РЭПК большим количеством бланковых форм и практических упражнений, проделывается клиентом главным образом самостоятельно в виде дневников и домашних заданий. На сессиях консультант проверяет результаты тренировки, помогает исправлять ошибки и вырабатывать новые программы. В некоторых случаях консультант может выступать как играющий тренер, то есть консультировать клиента с клаустрофобией прямо в лифте, а с клиентом с боязнью людных мест посещать публичные мероприятия или популярные пабы.
- Обучение клиента делать все эту работу с собой — самостоятельно.
Подготовка клиента к тому, чтобы в будущем стать своим собственным терапевтом. Индивидуальная РЭПТ заканчивается не тогда, когда клиент решил все свои проблемы, но тогда, когда он чувствует себя готовым справиться с оставшимися проблемами самостоятельно и уверен в своей способности разобраться с любым затруднением в будущем (Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. — С. 65-66).
Дополнительный инструментарий
В РЭПТ применяется множество полезных техник и приемов: рациональные, иррациональные, эмоциональные, поведенческие, имажинативные (визуализационные), лингвистические (семантические), логические, экспериментальные (проверка на практике решений конкретных проблем), библио-, аудио— (специальные иронически-юмористические песни и стихи), визио— (карикатуры) и видео-терапевтические и многие другие. В работе Р. Мак-Маллина «Практикум по когнитивной терапии» описано свыше 100 отдельных техник, стоящих «на вооружении» у когнитивного консультанта (См.: МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии: Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2001).
«РЭПТ представляет собой… форму эклектизма, известного как «теоретически непротиворечивый эклектизм», поскольку техники свободно заимствуются из других терапевтических систем, но применяются в целях, согласующихся с базовой теорией РЭПТ. В частности, РЭПТ-терапевтов волнуют кратковременные и долговременные эффекты конкретных терапевтических методик: они редко будут использовать методики, имеющие моментальный позитивный результат, но негативные отсроченные последствия (Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. — С. 65-66)».
Техники, не применяемые или избегаемые в РЭРТ
А. Эллис и У. Драйден прямо перечисляют техники, которых избегают в РЭПК:
- техники, которые делают клиентов более зависимыми (например, излишняя теплота терапевта как сильное подкрепление, создание и анализ невроза замещения);
- техники, которые делают людей более легковерными и внушаемыми (например, восприятие мира через «розовые очки»);
- техники многоречивые и малоэффективные (например, психоаналитические методы вообще и свободные ассоциации в частности, которые побуждают клиента давать пространные описания активирующего опыта, или «А»);
- методы, которые в короткие сроки помогают клиенту почувствовать себя лучше, но не гарантируют стабильного улучшения (например, некоторые эмпирические техники, в которых происходит полное выражение чувств в драматической, катартической и абреактивной манере — это некоторые методы и основные техники гештальттерапии; опасность здесь заключается в том, что подобные методы могут подтолкнуть людей к применению на практике философии, лежащей в основе таких эмоций, как гнев);
- техники, которые отвлекают клиентов от работы над своим дисфункциональным мировоззрением (например, релаксация, йога и другие методы когнитивного отвлечения). Эти методы могут, однако, применяться вместе с когнитивным оспариванием, для того чтобы дать дорогу некоторым сдвигам в философии;
- методы, которые могут случайно подкрепить философию низкой толерантности к фрустрации (например, постепенная десенсибилизация);
- техники, в которых присутствует антинаучная философия (например, лечение внушением и мистицизм);
- техники, которые пытаются изменить Активирующее событие («А») прежде, чем продемонстрировать клиенту, как можно изменить свои иррациональные Верования («В») (например, некоторые техники семейной терапии);
- техники, не имеющие достаточной эмпирической поддержки (например, нейролингвистическое программирование, недирективная терапия, ребефинг (Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. — С. 65-66)).
Глубина работы
РЭПК обязательно начинается с настойчивых попыток побудить клиента к кардинальному пересмотру мировоззрения, поскольку только такая фундаментальная перестройка способна исцелить человека от нездорового мышления и деструктивных эмоций самым коренным образом и на всю оставшуюся жизнь — так, чтобы у него уже не было необходимости снова обращаться за посторонней помощью.
Если клиент в той или иной форме отказывается от этого варианта, то консультант переходит к симптоматической помощи, то есть к устранению и замене частных иррациональных верований клиента, касающихся отдельных аспектов его жизни или конкретного рода ситуаций.
Последняя линия отступления РЭП-консультанта — снятие эмоциональных симптомов клиента «шаманскими» методами, если клиент не способен или не хочет реагировать на рациональные методы.
Размышление о границах и перспективах
Техника РЭРТ имеет традиционные ограничения: подходит для рациональных и ответственных людей, либо для людей внушаемых, которые не будут сильно упираться в своих верованиях. Переживательные женщины и упертые фанатики этим подходом взяты не будут.
Заметим — а шаманские техники на них когда-то воздействовать смогут.
Кажется, что без ущерба для рациональнализма данный подход может быть усилен работой с телом — например, снятием функционального негатива. Пока клиент сидит с устойчиво несчастным лицом, никакая рациональная работа в направлении более позитивного взгляда на жизнь эффективной не будет.
Комментарии (12):
Как с помощью этой же теории разобрать ситуацию в прошлом?
Там написано: "Неважно, когда у вас сложилось вероубеждение - в далеком прошлом или сейчас, важно обнаружить убеждение, причинчющее дискомфорт, если оно ложное, просто отвергните его, заменив на правдивое".
Поясните понятия "шаманские методы" и "Переживательные женщины"
Шаманские техники - фокусы типа "Запишите свои обиды на этом листочке и сожгите его - ваши обиды улетят вместе с пеплом!". Или приемы НЛП типа "Поговорите со своим бессознательным, потом сведите руки, и ваши конфликтующие части соединятся"... Переживательные женщины - очень распространенная категория женщин, которые привыкли и считают внутренне обязательным по любому вопросу то восхищаться, то ужасаться. Но чаще всего беспокоиться, тревожиться и переживать.
Прием НЛП здесь описан абсолютно неправильно, утеряна суть. Примерно, как заправьте машину, и она обязательно поедет, а подготовка водителя и использование руля и педалей не объяснять.
Как же я благодарна Вам, Николай Иванович! За создание этого сайта, вообще за то, что он есть, за то, что разумный человек в трудной ситуации приходит сюда почитать и вспомнить, что он разумный и что он человек ! Спасибо Вам, и всем кто здесь работает!
Отличная статья, очень информативно!
Большое спасибо за статьи. У меня один важный вопрос, на который ответа не было: возьмём пример предательства. Если тебя оставили в беде - надо научится лучше разбираться в людях. А какой исход? Что если это твой супруг? Где та грань, когда он может вечно оставлять в беде или изменять? Вот у меня ожиданий нет, скажем, но вроде это не самый лучший способ провести жизнь. Что делать? Нигде не могу найти ответ исходя из этой теории. Спасибо.
Гость, эти вопросы и много всего другого важного и интересного, Николай Иванович обсуждает в Клубе «DISTANT-NIK» 7 дней - бесплатно. Присоединяйтесь!
Цитата: "Переживательные женщины и упертые фанатики этим подходом взяты не будут. Заметим - а шаманские техники на них когда-то воздействовать смогут". Подобное лечится подобным. Similia similibus curantur. Иррационализм лечится иррационализмом. Своеобразная "психологическая гомеопатия", когда используются "шаманские техники".