Аарон Бек

01 января 2010 г. в 20:49

По материалам разных авторов.

Аарон Бек называет свою биографию ярчайшим примером того, что психотерапия действительно работает. Его путь от пугливого заикающегося мальчика, сына нищих российских эмигрантов, до одного из пятерки самых богатых и влиятельных психологов мира — наилучшее тому доказательство.

Аарон Бек (Aaron Beck) прославился не только как талантливый ученый-изобретатель, но и как превосходный пиар-менеджер: сначала создал направление — когнитивную психотерапию, а потом раскрутил его, превратив в настоящий тренд.

«Когда я начал практиковать когнитивную терапию, мое финансовое положение резко пошатнулось», — говорит Аарон Бек

Настоящий успех и признание пришли к Беку к его 68-летию, в 1989 году. А в далеком 1954-м 33-летний доктор Аарон, только что ставший профессором психиатрии в Пенсильванском университете, испытывал большие сомнения в выборе профессионального метода. С одной стороны, он противился набиравшему обороты увлечению американских психологов хирургическими техниками (в том числе лоботомией), с другой — не спешил и специализировался в менее травматичном, зато гораздо более затяжном направлении — психоанализе, который в те годы переживал в США вторую волну популярности.

По большому счету ни один из этих вариантов Бека не устраивал. Но если от карьеры психохирурга он отказался сразу («Я даже думать об этом не мог без содрогания. Людей с банальной депрессией кололи до потери сознания, делали им электрошок, и в результате лоботомии они превращались в зомби»), то психоанализом он некоторое время занимался, пока полностью не разочаровался. «Великое заблуждение считать, будто корни психологических проблем необходимо искать в детских переживаниях, — писал Бек. — Намного важнее понимать, что происходит в настоящее время в жизни человека, как он воспринимает себя и окружающий мир, в каком ключе мыслит».

Постепенно, начав практику в качестве классического психоаналитика, Аарон Бек перешел на когнитивную психотерапию — собственную методику, основы которой стали складываться именно тогда. По сравнению с психоанализом, курс которого обычно длился пять-десять лет, сеансы его авторского направления (занимающие максимум 12 месяцев) выглядели невероятно скоростными. В одном из интервью Бек признался: «Отказавшись от консультирования по методу Фрейда, первое, что я ощутил,— это тревогу за свое материальное благополучие. Если бы я остался психоаналитиком, мне было бы достаточно иметь двух-трех постоянных клиентов, чтобы подписывать счета, не глядя на цифры. Когда же я начал практиковать когнитивную терапию, финансовое положение резко пошатнулось. Спустя десять сеансов клиенты говорили мне: „Доктор, спасибо! Я стал по-другому смотреть на жизнь, иначе думать о себе и окружающих. Я чувствую, что больше не нуждаюсь в вашей помощи, всего доброго, доктор!” И, довольные, уходили. А мои доходы таяли на глазах».

Правда, тревога Бека скоро развеялась. Когнитивная терапия, которая помогала людям в кратчайший срок проходить путь от депрессии до позитивного решения большинства проблем, сделала Бека настолько популярным, что за свое финансовое положение он мог больше не тревожиться. Метод начал стремительно распространяться, и в Америке начала 90-х посещать когнитивного психолога стало так же модно, как ходить на йогу.

Огромную поддержку Аарону Беку долгие годы оказывала и оказывает до сих пор его жена Филлис Уитмен. В будущем году эта доброжелательная и тихая пара отметит бриллиантовую свадьбу. У них четыре дочери, и младшая, Юдит, пошла по стопам отца. Сегодня именно она руководит Институтом Бека в Филадельфии (Beck Institute for Cognitive Therapy and Research by Philadelphia).

«Когда я только начинал практиковать, чувствовал себя коммивояжером, который продает некое универсальное средство, какой-нибудь змеиный жир, — вспоминает сегодня 88-летний Аарон Бек. — Приходилось расшаркиваться перед каждым клиентом, подробно объяснять суть метода, чтобы они не забывали давать мне рекомендации. Сегодня же моя дочь, сама прекрасный психолог, возглавляет институт имени меня. Это ли не доказательство того, что когнитивная терапия действительно меняет жизнь к лучшему?»

Файлы:
  • Когнитивная психология
  • Когнитивно-бихевиоральный подход
  • Персоналии

Комментарии (5):

Гость, 01 июня 2016 г. в 23:24
А кто является автором статьи?
1 ответ
Гость, 26 октября 2020 г. в 15:02

Коротко, емко, понятно - спасибо. Возможно ли человеку, страдающему депрессией, пользуясь когнитивной терапией самстоятельно одолеть депрессию и ОКР? Или без детального рассмотрения причин с консультирующим психологом не приведет к желаемому результату? Спасибо за ответ.

3 ответа
Соколова Л.В., секретарь Н.И. Козлова, 27 октября 2020 г. в 15:30

Гость, эти вопросы и много всего другого важного и интересного, Николай Иванович обсуждает в Клубе «DISTANT-NIK» 7 дней - бесплатно. Присоединяйтесь!

Гость, 06 января 2021 г. в 15:56

Нет, нельзя. Будучи в депрессии и тревожном расстройстве человек себя и причины своего состоянии адекватно оценить не сможет, важно обратиться к хорошему специалисту (обязательно проведите собственный research о квалификации, образовании, опыте специалиста), пожалуйста, не обращайтесь абы к кому, к сожалению, ввиду популярности психологии и психотерапии в настоящее время и, к ещё большему сожалению, отсутствию какой-либо законодательной регламентации данной деятельности в России, есть риск нарваться на в лучшем случае человека, который Вам не поможет, а в худшем - навредит. Скорейшего Вам выздоровления, когнитивно-бехевиральная терапия и правда очень работающая и мощная техника!

Инди, 23 октября 2022 г. в 12:27
Дд! Конечно сможете, я так сама вылечилась, депрессия полностью ушла

Материалы по теме:

01 янв. 2010 г.
А. Бек, А. Раш, Б. Шо, Г. Эмери. Когнитивная терапия депрессии — рецензия
Центральным пунктом когнитивной психотерапии является положение о прямом влиянии мыслей на чувства и поведение человека. Например, человек, находящийся дома один вечером, услышал шум в соседней комнате. Если он подумает, что это грабители, то, возможно, испугается и позвонит в полицию. Если подумает, что кто-то забыл закрыть окно, то, возможно, рассердится на человека, оставившего окно открытым, и пойдёт закрывать окно. То есть мысль, оценивающая событие, определяет эмоции и поступки. 
31 дек. 2009 г.
Когнитивная терапия Аарона Бека
Если интерпретации и внешние события сильно расходятся, это ведет к психической патологии. А. Бек, наблюдая больных с невротической депрессией, обратил внимание на то, что в их переживаниях постоянно звучали темы поражения, безнадежности и неадекватности. Бек заключил, что депрессия развивается у людей, воспринимающих мир в трех негативных категориях: