Верования
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Верования — некритически усвоенные и не подвергающиеся критике вербально сформулированные представлениях о себе, людях и мире.
У каждого человека есть верования о себе (например, «я быстро учусь всему новому» или «компьютер не для меня»), есть верования о людях рядом («люди в основном хорошие», «людям нельзя доверять»), есть верования о мире и жизни («жизнь черно-белая и за белой полосой обязательно будет черная», «жизнь — радостная и хорошая всегда!»). Отдельная статья — убеждения и верования девушек в отношении мужчин...
Например: ты не должна ходить в гости к своей замужней подруге, пока ты еще девушка, так как чужой муж будет смотреть на тебя не теми глазами и ты сослужишь плохую службу своей дорогой подруге; не бывает дружбы между мужчинами и женщинами; замуж выходят девственницей один раз и навсегда; мужчинам нельзя доверять, но с ними нельзя ссориться, поэтому надо ловчить, обманывать и умненько так добиваться своего. Это правила жизни с тайным врагом, т.е. хорошо узнаваемые установки маргинальной культуры первого городского поколения. В любом случае это идеи, с которыми трудно жить.
Проблемные верования о мире обычно называются предрассудками, верования о себе и своих возможностях — это самооценка и образ себя.
Это те (как правило, не осознаваемые или не вполне осознаваемые) предположения о людях и мире, которые человек отказывается как ставить под сомнение, так и подтверждать какими-либо аргументами. Не просто отсутствие, а именно внутренний отказ подтверждать свои представление доводами и аргументами делает их верованиями, иррациональными установками.
Чем реже люди думают, тем чаще они живут не убеждениями, а верованиями.
По формату верования могут быть:
- Позитивные и негативные. Пример: я классный! и я тупой… (вы уж сами догадайтесь, какое из верований позитивное!)
Негативные верования иногда могут сыграть роль «пинарика» (читай волшебного пенделя), то есть мотиватора — тогда они бывают нужны. Хотя и здесь есть некоторая ловушка — не стоит забывать про позитивную и негативную мотивации.
- Ответственные и безответственные (я решил! — мне пришлось…)
- Освобождающие (двигающие) — ограничивающие (тормозящие) Например, мне это по силам! — или «Мне не дано…» Смотри Ограничивающие и освобождающие верования
- Конфликтогенные — синтонные («Все люди гады!» или «Люди — добрые»)
- Адекватные и нет. («Все, что я люблю, должно принадлежать мне всегда»).
В наступательной и агрессивной форме верования превращаются в должнонанизм — жесткие, абсолютистские, не учитывающие реалии, категорически-нормативные и настойчивые представления о том, какая должна быть жизнь и какие должны быть отношения между людьми.
Негативные, конфликтные, безответственные и ограничивающие — это, как правило, проблемные верования. Есть гипотеза, что на наши цели лучше работают верования конструктивные: адекватные, позитивные, ответственные, двигающие и синтонные верования. Верования пронизывают всю нашу жизнь. Верования влияют на наши ситуативные эмоции и общее настроение. Можно сказать, что наши эмоции — зеркало наших верований, и, меняя верования, можно управлять многими из своих эмоций. Верования разрешают, запрещают или предписывают нам делать или другое, а через это — наши верования влияют не только на нас, но и на окружающих нас людей. Верования создают нам наши правила жизни, служат ориентиром при выборе целей. В руках человека, живущего осознанно, это инструмент управления собою, своими взглядами своим поведением. Однако чаще, в связи с их неосознанностью, верования нам мешают.
Работа с верованиями
К религиозности либо не религиозности верования не имеют никакого прямого отношения, и работа с верованиями — часть обычной психологической, психотерапевтической и педагогической работы, в том числе коучинга. Основные направления, ради чего обычно идет работа с верованиями, это состояние внутреннего хорошо, устойчивая самомотивация, налаженные отношения с окружающими и общая успешность.
Например, за привычкой возмущаться обычно стоят два вида верований: верования «хорошо — плохо» («Грубость — это плохо!») и верования, как на нечто «плохое» нужно реагировать («В отношении таких вещей естественно возмутиться, потому что это — возмутительно!»). Если первое верование («Грубость — это плохо!») скорее разумное и адекватное, то второе верование («Грубостью нужно возмутиться!») — достаточно спорно. Полицейский грубость пресечет потому, что это нарушает общественный порядок, при этом не очевидно, что его что-то возмутит. См.→