Предрассудок

01 января 2012 г. в 13:44

Редактор статьи: проф. Н.И. Козлов

Предрассудок — это отрицательное или враждебное отношение к той или иной группе людей, основанное на обобщениях и неполной или искаженной информации. Зачастую предрассудок — это синоним суеверия, верование на событие, не подтвержденное осмысленными доводами. Почти все мы в той или иной степени подвержены предрассудкам, независимо от того, направлены ли они против этнической, национальной или расовой группы, против людей с иными сексуальными предпочтениями, против какой-либо определенной географической местности, выбираемой в качестве места жительства, или против конкретных продуктов питания.

Рассказывает Юлия Латынина

По мнению Э. Аронсона существует четыре основные причины возникновения предрассудка:

  • экономическая и иная конкуренция или конфликт

Количество предрассудков растет, когда наступают напряженные времена, и возникает конфликт между взаимоисключающими целями разных групп людей. См

  • вытесненная и смещенная агрессия

Люди склонны обратить свою агрессию против тех групп, которые не вызывают у них симпатии, которые хорошо заметны и которые относительно безвластны. А потом объясняют это «как бы рационально». Так рождаются предрассудки. См.

  • личностные потребности
  • конформность по отношению к существующим социальным нормам.

Гендерные предрассудки

Чаще всего люди не замечают своих гендерных предрассудков. Многие, и это относится в равной мере как к мужчинам, так и к женщинам, подсознательно считают, что женщины гораздо слабее разбираются в таких науках, как физика и математика. Показано (Furnham, A., E. Reeves, and S. Budhani, Parents think their sons are brighter than their daughters: Sex differences in parental self-estimations and estimations of their children’s multiple intelligences. J Genet Psychol, 2002. 163: p. 24–39), что родители независимо от реальности оценивают математические способности сыновей выше, чем способности дочерей. Учителя тоже имеют тенденцию переоценивать способности мальчиков и недооценивать девочек (Helwig, R., L. Anderson, and G. Tindal, Influence of elementary student gender on teachers’ perceptions of mathematics achievement. J Educational Res, 2001. 95: p. 93–102). Мужчины и сами высоко оценивают свои интеллектуальные способности, а точнее, переоценивают: мужчины предсказывают свой IQ в среднем на 5 пунктов выше, чем он на самом деле оказывается при тестировании, а женщины, наоборот, занижают свой на те же 5 пунктов. Мальчики школьного возраста свято верят, что они справляются с математикой весьма хорошо и всяко лучше, чем девочки, даже тогда, когда на самом деле выступают так же (Else-Quest, N.M., J.S. Hyde, and M.C. Linn, Cross-national patterns of gender differences in mathematics: a meta-analysis. Psychol Bull, 2010. 136: p. 103–127).

У ученых есть способы измерить силу таких бессознательных предрассудков. Например, предложить решить простую задачку, ответом на которую будет суждение «Папа — профессор математики», и измерить время ее решения. На решение похожей задачки, но с ответом «Мама — профессор математики» или «Мама — главный инженер предприятия», времени требуется больше, потому что некоторое время уходит на преодоление сопротивления предрассудка. Вот эта разница во времени и есть мера силы предрассудка. Гарвард проводит проект в Интернете, который так и называется «Implicit». Он позволяет измерить свои подсознательные предрассудки в разных областях, в том числе и по гендерным вопросам. Проект работает на 70 с лишним языках, в том числе и на русском, так что можно поинтересоваться:

В одном исследовании ученые взяли данные по гендерным предрассудкам из этого проекта по 34 странам и сравнили выраженность гендерных установок с тем, насколько различаются мальчики и девочки по математическим тестам. Оказалось (Nosek, B.A., et al., National differences in gender-science stereotypes predict national sex differences in science and math achievement. Proc Natl Acad Sci USA, 2009. 106: p. 10593–10597), что чем слабее предрассудки, тем ближе результаты по естественнонаучным дисциплинам и математике у мальчиков и девочек. Причем важны именно скрытые, имплицитные предрассудки, а не формальное равенство или «политическая корректность». В странах с низким уровнем предрассудков, таких как Швеция или Исландия, женщины справлялись с тестами не хуже или лучше мужчин, а в странах с сильными предрассудками, такими, как, например, Турция, результаты мужчин намного превосходили результат женщин. Стран совсем без гендерных предрассудков на нашей планете пока не нашлось.

Гендерные предрассудки могут влиять на сравнительные результаты женщин и мужчин в той же в математике разными способами. Один хорошо известный феномен получил название «угроза, исходящая от стереотипа» (stereotype threat) (Picho, K.,., A. Rodriguez, and L. Finnie, Exploring the moderating role of context on the mathematics performance of females under stereotype threat: a meta-analysis. J Soc Psychol, 2013. 153: p. 299–333). Суть его в том, что если человек принадлежит к группе, по поводу которой в определенной ситуации существует негативный стереотип, то этот человек испытывает тревогу, что его поведение может ведь и подтвердить этот стереотип, и его результаты ухудшаются. Так, если женщина выполняет работу, к которой, согласно существующему в обществе стереотипу, она приспособлена хуже мужчины, в ситуации, когда этот стереотип так или иначе напоминает о себе, то качество ее работы падает. Например, результаты по математике у девочек ухудшаются, если проводить тесты в ситуации, когда им все время говорят о том, что математика не женское дело, что никто и не ожидает, что они покажут хорошие результаты, так как они девочки, и какой с них спрос, и так далее. Дело доходит до смешного: результаты снижались, когда девочек обязывали приходить на тест непременно в юбках, подчеркивая тем самым их женскую природу (это к вопросу о школьной форме!).

Файлы:
  • Предрассудки
  • Гендерная психология
  • Личность, общество
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (1):

Гость, 17 января 2015 г. в 17:01
А можно нормальную ссылку на тест дать?

Материалы по теме:

01 янв. 2006 г.
Детская психология: психология ребенка и его развитие
Детская психология отрасль возрастной психологии, изучающая психологию ребенка, его поведение и закономерности его психического развития. 
01 окт. 2022 г.
Как бороться с предрассудками
Простое представление информации, доказывающей необоснованность предубеждений и предрассудков, редко помогает нам в борьбе с социальной несправедливостью.
01 окт. 2022 г.
Кто склонен к формированию предрассудков
Есть факты, свидетельствующие о том, что существуют индивидуальные различия в склонности людей к ненависти. Иными словами, существуют люди, которые предрасположены к тому, чтобы иметь предрассудки, не только из-за непосредственных внешних влияний, но и потому, что они относятся к такому типу личности.
01 окт. 2022 г.
Осмысление, осмысленность
Осмысление - окаймление (наполнение) смыслом сказанное, сделанное, существующее или происшедшее. Осмысленность - наличие смысла в сказанном или сделанном. Имеющее логику и служащее чему-то ценному, важному в качестве средства. Чем больше смысла в сказанное или сделанном, тем более осмысленными являются слова и действия, мышление и поведение в целом.
01 окт. 2022 г.
Стереотип
Cтереотип - («твердый» + «отпечаток»). Изначально «стереотип» — метафора относительно мышления пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для ротационной печати многотиражных изданий. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия «Стереотип», в зависимости от методологического направления научной школы.