Предрассудки и конкуренция
Количество предрассудков растет, когда наступают напряженные времена, и возникает конфликт между взаимоисключающими целями разных групп людей, и неважно, касается ли это экономических, идеологических или политических целей.
Экономическая польза предрассудков очевидна, когда дело касается высокооплачиваемых профессий, доступ к которым закрывают для женщин или эмигрантов.
По мере того как возрастает конкуренция за дефицитные рабочие места, стремительно возрастает и дискриминация, предрассудки и отрицательная стереотипизация. В одном из своих классических ранних исследований предрассудков в маленьком промышленном городе Джон Доллард зафиксировал, как выросло количество предрассудков, когда стала заметной нехватка рабочих мест: местные жители, в основном выходцы с окрестных ферм, вели себя по отношению ко вновь прибывшим откровенно агрессивно. Они презрительно и уничижительно высказывались против «этих немцев» и с удовлетворением подчеркивали свое превосходство над ними... Главным элементом, рождающим агрессию против вновь прибывших, было соперничество за места и статус на местных деревообрабатывающих фабриках. Местные белые жители определенно ощущали, что их вытесняют прибывшие группы немцев, и, в предчувствии плохих времен, обвиняли во всем приезжих, которые самим фактом своего существования увеличивали конкуренцию за рабочие места. Это тем более интересное наблюдение, что до кризиса никаких традиционных предубеждений против немцев в здешних местах не было.
Точно также сила предрассудков, насилия и отрицательных стереотипов, направленных против китайских иммигрантов в Соединенных Штатах Америки сильно колебалась на всем протяжении девятнадцатого столетия, в основном, под воздействием изменений в сфере экономической конкуренции. Например, когда китайцы пытались добывать золото в Калифорнии, их описывали как существ «испорченных и грязных... великих жадин... кровожадных и бесчеловечных». Однако всего лишь десятилетие спустя, когда китайцы пожелали принять участие в опасном и трудном предприятии - строительстве трансконтинентальной железнодорожной магистрали (на эту работу белые американцы на соглашались), отношение к китайцам изменилось: на них теперь смотрели как на людей рассудительных, трудолюбивых и законопослушных. А после завершения строительства железной дороги работы для китайцев стало меньше, так как по окончании Гражданской войны на рынок рабочей силы прибыли бывшие солдаты, и сразу количество негативных установок в отношении китайцев выросло: теперь преобладали иные стереотипы - китайцев называли «склонными к преступлениям», «плетущими заговоры», «хитроумными» и «глупыми» людьми.
Такие колебания в предрассудках относительно разных групп меньшинств можно видеть и в современности, в том числе – в России.